Театр сегодня

В 2006–2009 годах в здании театра прошла капитальная реконструкция: были заменены коммуникации, поставлено современное сценическое оборудование, обновлены зрительный зал, зеркальное фойе, другие зрительские помещения. И произошла перестройка всего творческого содержания: отныне Музыкальный театр Карелии по сути стал театром оперы и балета.

По прошествии десяти лет можно сказать, что театру удалось быстро обрести новое творческое лицо: сформировать афишу, в которую вошли самые известные произведения мирового оперного и балетного репертуара, предложить зрителям постановки, отмеченные яркой индивидуальностью их создателей, привлечь в труппу молодых талантливых солистов, артистов балета, обеспечить качественное звучание хора и оркестра, заново завоевать публику.

В первую очередь в этом заслуга художественных руководителей театра – народного артиста России Юрия Александрова и заслуженного деятеля искусств Карелии Кирилла Симонова. Они сформировали труппу, они определили и определяют художественную политику театра. Этот процесс начался за полтора года до открытия большой сцены.

Балетную труппу пополнили выпускники Ханты-Мансийского филиала Московского института культуры и искусства, хореографических училищ Перми, Казани, Улан-Удэ, других городов. В ней появились новые яркие солисты: Алевтина Мухортикова, Анна Яковлева, Марина Зинькова, Анатолий Скуратов, Семен Рубан, Владимир Варнава; позднее – Анастасия Лодде, Екатерина Рыбчина, Василий Сидоренко, Иван Азанов и другие. Привлеченные в Петрозаводск возможностью работать с таким хореографом, как Кирилл Симонов, танцевать наряду с классическим наследием его авторские балеты, артисты выросли в универсалов, способных справиться с хореографическим языком и классики, и современности. 

Через несколько лет это своеобразие труппы сделало ее международной по составу, притягательной для танцовщиков из других стран, прежде всего – Японии с ее культом балета. К концу 2010-х годов вышли на лидирующие позиции и завоевали не только свое место на сцене, но и любовь зрителей Юки Окоти, Юка Идзуми, Юка Фукуда, Такахиро Цубо, Мотоя Араки. Сегодня высокий профессиональный уровень балетной труппы позволяет ей участвовать в престижных международных и национальных фестивалях, соревноваться с ведущими российскими и мировыми балетными компаниями.

Именно постановка Кирилла Симонова – премьера балета «Ромео и Джульетта» – открыла большую сцену театра после реконструкции и тем же летом 2009 года представила театр на Международном фестивале балета в финском городе Савонлинна. Каждая работа хореографа становится событием: «Золушка», «Анна Каренина», «Сон в летнюю ночь», «Коппелия».

Поставленный в 2009 году «Щелкунчик» – реконструкция первой постановки 1892 года в Мариинском театре, осуществленная К. Симоновым на основе хореографии Льва Иванова, – и спустя десять лет входит в число самых любимых зрителями спектаклей. Новой точкой роста профессионального и исполнительского мастерства стала для труппы постановка знакового для русского балета произведения – «Лебединое озеро» (2017).

«Современен, а иногда и спорен своей неожиданной, не лишенной своеобразной логики смелостью художественный руководитель оперы Юрий Александров… Спектакли Александрова могут быть, казалось бы, традиционными внешне, но они насыщены современными режиссерскими приемами. В любом случае они современны по своей сути – сегодняшним прочтением и пониманием музыкальной основы оперы», – писала критика о его творческом почерке. Имя Мастера стало магнитом, притянувшим в Петрозаводск молодые голоса со всей России и даже из-за рубежа. После серьезного кастинга сложились коллективы солистов, хора и оркестра театра. Рядом с опытными артистами, вновь ступившими на родную сцену, они открыли новую страницу его истории. Ведомая рукой Мастера, оперная труппа прошла путь от определенной студийности, даже ученичества к зрелому мастерству, сыгранности, умению решать самые разные сценические задачи, работать с режиссерами разных художественных направлений. Спустя десятилетие в афише театра оказались почти все основные оперы мирового репертуара: «Травиата», «Кармен», «Мадам Баттерфляй», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», «Севильский цирюльник», «Любовный напиток», «Сельская честь», «Волшебная флейта».

Отдельное место в афише занимают произведения, созданные по инициативе театра, – опера на сюжет из истории Петрозаводска «Карельский пленник», написанная петербургским композитором Ильей Кузнецовым, и опера для детей «Красавица Насто» карельского автора Анастасии Сало.

Первые же премьеры открыли публике новые имена – Эльвина Муллина, Татьяна Еремина, Ольга Маслова, Анастасия Аверина, Евгения Гудкова, Михаил Дядиченко, Андрей Макаров, Андрей Блаховский, позже – Наталья Ландовская, Павел Полянинов, Чингиз Кадыров, Павел Назаров, Вячеслав Хавренок, Игорь Макаров, Александр Ватолкин, Вадим Мокин и другие солисты. Все они имеют свою артистическую индивидуальность, их знают и любят зрители.

Преемственность поколений стала заслугой актеров, много лет служащих этой сцене: это народная артистка Карелии Нина Болдырева, заслуженные артисты Карелии Елена Полиенко и Вячеслав Терентьев, артисты Марина Жаркевич и Александр Стрелков. Критика и публика всегда отмечают высокое качество звучания хора под управлением заслуженного артиста Карелии Александра Зорина и оркестра, которым с 2013 года руководит Михаил Синькевич.

Важная сфера жизни современного театра – это гастроли и участие в международных и национальных фестивалях. В том, что в этой области Музыкальный театр Карелии прочно включен в общероссийский культурный контекст, – несомненная заслуга директора театра заслуженного работника культуры Карелии Елены Ларионовой. Начиная с 2009 года, спектакли Музыкального театра Карелии видели зрители Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Саратова, Екатеринбурга, Череповца, Ижевска, а также Беларуси, Финляндии, Норвегии. Солисты столичных театров оперы и балета регулярно принимают участие в постановках Музыкального театра Карелии.

Значительным событием в жизни театра является его участие в национальном конкурсе и фестивале «Золотая Маска». Лауреатами премии в разные годы становились Владимир Варнава за исполнение партии Меркуцио («Ромео и Джульетта») и художник по свету Александр Мустонен («Золушка»). Неоднократно спектакли театра становились номинантами премии и входили в лонг-лист «Золотой Маски». Спектакли Музыкального театра регулярно включаются в региональную программу «„Золотая Маска‟ – лучшие спектакли в городах России», а в Петрозаводск, начиная с 2010 года, приезжают ведущие театры Москвы и Петербурга, работы которых отмечены этой премией.

В активе театра – участие во Всероссийском фестивале музыкальных театров России «Видеть музыку» (Москва), Международном фестивале современной хореографии (Краснодар), Международном фестивале искусств северных городов мира «Параллели» (Норильск), Международном фестивале национальных культур «Кантелетар» (Костомукша), Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин» (Кирилл Симонов и Владимир Варнава стали лауреатами национальной театральной премии «Арлекин»).

Музыкальный театр стал постоянным партнером федерального проекта «Большие гастроли», в рамках которого на его сцене регулярно проходят выступления ведущих российских театров, в том числе Театра им. Вахтангова, Малого театра, театра «Сатирикон», Театра им. Маяковского.

В 2019 году Музыкальный театр стал организатором крупных театральных событий в республике. Это Международный фестиваль современной хореографии «Nord Dance», собравший коллективы, работающие в жанре современного танца, из России, Норвегии и Финляндии, и фестиваль молодых звезд оперы «ОпераVita», центральной фигурой которого стала начинавшая творческий путь на карельской сцене, а ныне звезда российской оперы Надежда Павлова.

Благодаря всем этим событиям, благодаря включенности театра в общероссийский культурный процесс карельская публика может прикоснуться к центральным театральным событиям России, почувствовать себя частью культурной жизни страны, а Музыкальный театр получает признание на самом высоком уровне профессиональной оценки и занимает по достоинству высокое место в рейтинге российских театров.