Из чего же, из чего же, из чего же сделаны тортик и маска?
Из чего же, из чего же, из чего же сделаны тортик и маска?
Юлия Тапио
Зачем бутафору топливные фильтры и как связаны торт с пеной для бритья? Театральные секреты раскрывает художник-бутафор Николай Коппалин.
«Золотые руки нашего театра» - так называют художника-бутафора Николая Коппалина.
«Ну, руки у меня не золотые, а простые, из костей и из мяса, может быть, немножко больше умеют» - скромно отвечает на это Николай Дмитриевич. – Я работаю бутафором с 1998 года. С детства привык что-то делать: нас, детей, в семье много - три старших сестры, брат, и я, самый младший. Все всегда что-то шили, вышивали… Папа был и кузнецом, и сапожником, и плотником. Это вот всё - он указывает на предметы - моё, кроме, головного убора».

У Николая Дмитриевича в руках что-то вроде короны.
- Это головной убор Тристана, сделан совместно с Володей Мельниковым (заслуженный артист, ведущий солист балета Музыкального театра Карелии, он ушёл из жизни шестнадцать лет назад – прим.авт.), очень легкий, хорошо сделанный. Мы практически из ничего мастерим всё. Вот сундук из спектакля «Корсар», где пираты носят драгоценности. Естественно, он не полон каменьев - это обманка. Внизу пенопласт, верх забит фольгой, и к нему прикреплены хрусталики. Они, кстати, из старой коллекции – дань памяти нашему театру. Эти безделушки могут долго валяться в ящиках, а потом – раз – и вдруг понадобятся.
– Если у вас есть одна серьга, можете нам отдать. (Я вспоминаю о серьгах, которые мифическим образом часто теряют пару). Тут была серьга - и вот кольцо из неё. Вот корона для «Иоланты». Кто скажет, из чего она сделана? Правильно, сетка. А еще латунь и топливный фильтр». Мой ступор смешивается со смехом: когда появится машина, буду фильтры отдавать в театр, вдруг им нужнее?

За короной следует ожерелье из жемчуга с кулоном, на котором изображён силуэт белой безликой дамы – создано по принципу бисероплетения.
Вот маски. Куда же в театре без масок?
– Вот эта более простенькая, – в руках у Николая Коппалина простая чёрная маска с золотым тиснением, – два слоя ткани, пропитанной клеем, плюс украшения. А эта посложнее, она более «венецианская», очень красивая, видная.
Птица не птица, ворон не ворон – маска чёрная, взъерошенная, с длинным носом. Николай Дмитриевич примеряет на себя и остаётся доволен:
– Контур достигается с помощью папье-маше и слепка (пуансона), напоминающего лицо человека. И маска позволяет видеть на 180 градусов.
Переходим к оружию. По словам художника, оно должно быть почти неотличимым от настоящего. Мечи, к примеру, все зазубрены, потому что ребята с такой силой рубят воздух, что искры летят. На них наносят блики краской для имитации металла. Иногда для спектаклей необходимы исторические головные уборы. Вот шлем улана из «Гусарской баллады»: верх – папье-маше, низ – сукно. Со сцены выглядит как настоящий. Или металлическая роза из спектакля «Чайка».
– Режиссёру она зачем-то очень понадобилась, пришлось сделать. Чеканная, пропаянная, спаянная... Тяжеленькая. Там постановка была жёсткая, не для каждого. Мне не понравилась. Это как бы спектакль в спектакле и ещё раз в спектакле.
Следующий на очереди... телефон из тех времен.
– Их сейчас не найти - пришлось для спектакля «Сильва» сделать. Выточено на станках, скреплено. Телефон из дерева, обработан, поставлен диск, можно даже набрать номер. Шнур очень длинный, потому что устройство стоит на сцене, а артист ходит в разные стороны.
И на десерт - тортик.
– Это всё поролон. Есть слои, «пропитанные кремом», а розочки тоже из поролона. А это, - указывает на откушенное место, - по спектаклю надо было кому-то из голодных персонажей есть. В «Севильском цирюльнике» очень хитро сделано: там в одном случае крем, а в другом - пенка для бритья. То, что артист не ест, это пенка, а то, что ест - крем.
Представьте картину: впивается артист в сладкий жирный кусок торта и молится мысленно: «Хоть бы не “Жиллет Фьюжн” какой-нибудь…» С другой стороны, порой требуется иной реквизит: настоящие чай, кофе, еда…. Покупаются и нарезаются помидоры, колбаса и т.д. Кто там должен быть голодным, если судить по известной фразе? Явно не артист...
