#

«Когда группа объединяется с тобой, это дает очень специфические ощущения»

Мария Давыдкова – первая скрипка в симфоническом оркестре Музыкального театра Карелии. Правая рука дирижера. Человек, наделенный особой ответственностью. В кино мы иногда наблюдаем за интригами, связанными с моментами продвижения в оркестре. В жизни отдельно взятой первой скрипки в Музыкальном театре Карелии обошлось без этого. Марию очень любят и ее коллеги, и дирижеры, и прочие люди в коллективе. «АркА» разговаривает с Марией Давыдковой о ее профессии и роли в процессе подготовки спектаклей.

- Как стать первой скрипкой?

- Вопрос на самом деле глубоко философский, потому что многое зависит от его величества случая. Это не рядовая должность. У нас в республике всего две первых скрипки: одна - в симфоническом оркестре филармонии, вторая – в оркестре Музыкального театра, поэтому какого-то алгоритма, наверное, просто не существует - стечение обстоятельств, в некотором смысле подготовленность профессиональная.

фото: М. Никитин

- Что дает музыканту эта должность?

- Колоссальную ответственность.

- А еще?

- Бесконечное удовольствие от творчества. Когда играешь в группе (не обязательно в театральном оркестре, это может филармонический оркестр или студенческий), - определенно получаешь удовольствие от единения с группой, с большим количеством музыкантов, совершенно разных по характеру, по мировоззрению, мироощущению. Когда ты - первая скрипка, у тебя есть и возможность управлять процессом, и возможность творить. Ты можешь вести за собой, предлагать свою концепцию. Когда группа объединяется с тобой, это дает очень специфические ощущения.

Играть вместе с оркестром - это сотворчество, совместная деятельность. Когда ты занимаешься творчеством единолично, сольно или в камерном ансамбле, это так сильно отличается от оркестрового творчества, что даже слова трудно подобрать. Оркестр ведь состоит из многих десятков людей и каждый из них - это творческая индивидуальность. Но в целом это становится единимым организмом, и это - потрясающие ощущения, когда между музыкантами происходит синергия и рождается что-то общее. Волнуешься, когда сотворить это общее нужно не только с музыкантами в яме, но и артистами на сцене. В театре это более удивительное, колдовское, волшебное творчество.

Многие музыканты, сидящие в яме, даже не видят того, что происходит на сцене. Это что вроде телепатии, когда нужно творить вместе с человеком, который сейчас находится в глубине сцены, и ты находишься с ним в каком-то незримом контакте, и вы вместе творите спектакль.

фото: М. Никитин

- Удается ли посмотреть спектакль, в котором участвует оркестр?

- Очень редко. Это издержки профессии, наверно, у нас не так много спектаклей, которые можно играть в сокращенном составе. Если такое случается, то да. Или в записи, но запись, конечно, не сравнится с живым исполнением.

- Может ли кто-то вас замещать в случае чего?

- Есть помощник концертмейстера, например. Теоретически, и это в порядке вещей, концертмейстер должен иметь возможность освободится и посмотреть спектакль, но сейчас в театре идет много очень сложных спектаклей, премьер, поэтому нет возможности подготовить заместителя. Но я не оставляю надежду найти себе достойного партнера, который сможет мне помогать.

фото: М. Никитин

- Не приходилось вам исполнять обязанности дирижера?

- Оркестром мне не приходилось дирижировать, но такой опыт был у меня в юности, когда я вставала перед любительских хором. Хотя, когда я работала в Ростовской филармонии, и наша первая скрипка, наш концертмейстер, проходил программу и даже на концертах выступал в качестве дирижера. Такая практика, действительно, существует, но не в нашем театре.

- Первая скрипка - всегда концертмейстер?

- Да, это - традиционная должность.

- Что входит в обязанности концертмейстера?

- Давать настройку на репетиции или на выступлениях. В широком смысле это - идеологический лидер. Концертмейстер предлагает свою концепцию, свое видение музыкального материала, имеет возможность подсказать коллегам, как технически можно улучшить качество звучания. Играть соло тоже входит в обязанности первой скрипки. Иногда бывает, что с концертмейстером советуются администраторы театра в каких-то решениях.

фото: М. Никитин

- Тяжело ли работать с большим оркестром?

- Люди искусства - это обычно люди своенравные, характерные, свободолюбивые, очень ранимые. Поэтому многое зависит от коллектива как единого организма. Если коллектив дружный и в его основе - доверие и творчество, то работать в таком коллективе - одно удовольствие, даже когда тяжело. Музыканты - как дети. Дети могут приносить очень много радости и много проблем, очень много переживаний, но они всегда любимые, родные, всегда свои. Да, в оркестре бывают конфликтные ситуации, но бывают и очень приятные моменты. Объединяет всех творчество.  

- Где можно ангажировать концертмейстера, насколько ему важен опыт?

- Опыт для концертмейстера очень важен, причем не только музыкальный. Если, например, взять человека из другого оркестра и посадить в свой коллектив, -  это будет сомнительным мероприятием, потому что в каждом оркестре - свои традиции, свои изюминки, свои проблемы, свои преимущества. В разных ситуациях концертмейстер должен знать эти нюансы, поэтому предпочтение отдается кому-то из тех, кто вырос в коллективе, хотя бы какое то время.

фото: М. Никитин

- Какие чувства вы испытываете во время ритуального рукопожатия дирижера?

- Иногда по рукопожатию чувствуется, в каком настроении, в каком состоянии находится дирижер, насколько он сильно волнуется, насколько уверен в себе и погружен в процесс. По силе рукопожатия, по температуре тела, считывается информация. Это не только приветствие, не только ритуал - это важный момент контакта.

- Есть ли у вас любимые театры?

- У меня нет любимых, потому что каждый театр в чем-то лучше других, в чем-то он особенный. У меня нет возможности часто ездить и смотреть спектакли других театров, у меня нет такого ассортимента любимых театров, в которых я бываю чаще других. В основном, я живу в своем театре. Возможно, я лучше знаю Мариинский театр – он ближе к нам. Даже не Мариинский, а еще Кировский театр.

- Бываете ли вы на спектаклях местных драматических театров?

- В юности я была посетителем театра «Творческая мастерская», и до сих пор у меня очень трепетные воспоминания об этом времени. Там шли первые мои спектакли, на которые я приходила сама, а не приводилась кем-то за руку. «ТМ» - это заслуженно любимый и классный театр, в котором любой зритель найдет для себя что-то интересное, проникновенное.

фото: М. Никитин

- Приходилось ли вам импровизировать во время спектакля?

- У оркестранта импровизация - вопрос быстрой реакции, быстрой координации себя относительно других артистов. Бывали ситуации, когда было нужно что-то срочно предпринимать. У нас есть спектакль, который мне очень дорог, - «Мадам Баттерфляй». Там отрясающая музыка Пуччини, спектакль очень красивый и с точки зрения декораций, света, актерской игры. В спектакле роль ребенка Чио-Чио-сан играет мой сын (раньше играла дочь). С этим спектаклем у меня связано много воспоминаний и событий жизненных. Были моменты, когда что-то шло не так, и во время спектакля случались форс-мажорные обстоятельства, нужно было очень быстро реагировать. Это колоссальный выброс адреналина, что-то близкое к панической атаке, но подконтрольное.

Театр - это всегда работа здесь и сейчас, всегда будет что-то, не подготовленное заранее. Артисты могут на сцене войти в необычное для себя состояние, они могут поймать энергетику зала, они могут в моменте переосмыслить свое состояние и состояние своего партнера. У артиста может случиться синергетический контакт, и мы все можем поймать необычную для себя волну. Это -  момент творчества, в одну секунду все может пойти по совершенно непредсказуемому сценарию, может произойти все что угодно:  от бытовых каких-то оплошностей, когда музыкант или актер на сцене просчитался и вступил на так, как раньше, не туда, забыл слова, забыл мизансцену. Или дирижер отвлёкся, махнул немножко не то или кто-нибудь из артистов оркестра задумался, заслушался и вдруг что-то ляпнул не то, и в этот момент весь оркестр немножечко током бьёт и по спине холодочек пробегает, тогда активизируется мозговая деятельность просто многократно. Это что-то космическое. Но я люблю театр и за это тоже.

Журнал «АркА», Мария Шамраева