Красивая жизнь

Японка Юка Идзуми пять лет живет в Петрозаводске, работает по шесть дней в неделю, почти не говорит по-русски и большую часть своего времени проводит у станка. Нет, не на заводе. Юка – одна из ведущих балерин Музыкального театра Карелии. Сейчас Юка (как и вся труппа) как раз готовится к премьере «Дон Кихота». Корреспондент Алиса Агранович провела с артисткой балета Музыкального театра Юкой Идзуми ее рабочий день.

Красивая жизнь

Японка Юка Идзуми пять лет живет в Петрозаводске,

работает по шесть дней в неделю, почти не говорит по-русски и большую часть своего времени проводит у станка. Нет, не на заводе.

Юка – одна из ведущих балерин Музыкального театра Карелии.

На каком языке говорят русские балетмейстеры с японскими балеринами? Естественно, на французском. А почему перед каждой премьерой заведующая буфетом Музыкального театра Карелии идет в магазин за селедкой? Есть причина.

Наша съемочная группа провела с артисткой балета Музыкального театра Юкой Идзуми ее рабочий день. Сейчас Юка (как и вся труппа) как раз готовится к премьере «Дон Кихота».

УТРО

В любом театре мира все артисты балета начинают свой день одинаково – с урока балета. Это делают все, даже самые известные балерины, даже звезды. И так всю жизнь.

Урок – что-то вроде утренней разминки перед репетициями. Вместе занимаются и солисты, и кордебалет. Хотя, как говорят сами танцовщики, от такой разминки у неподготовленного человека заболят такие мышцы, о существовании которых он даже не подозревал.

Танцоры  работают шесть дней в неделю – у них единственный выходной в понедельник. Танцуют с 11 утра до 6-7 вечера, бóльшую часть этого времени проводят в балетном классе. Летом весь театр уходит на каникулы, и большинство артистов балетной труппы разъезжаются по домам (ни одной балерины или танцовщика родом из Петрозаводска в Музыкальном театре нет).

Юка Идзуми готовится танцевать одну из главных ролей  на премьере балета «Дон Кихот» – дочь трактирщика Китри, которую рыцарь принимает за Дульсинею, но сегодня балерина настраивается на другую роль – в «Корсаре» ей предстоит исполнять партию красавицы Гюльнары. Юке не привыкать – в ее репертуаре более двадцати ролей.

Как и другие артисты балета, Юка немногословна. Она не очень хорошо говорит по-русски, хотя живет в Петрозаводске уже пять лет. Родом Юка из Японии. Как они понимают друг друга с балетмейстерами? На языке танца, и это не просто красивые слова. Когда начинается урок, педагог действительно переходит на другой язык: сплошные «па-де-де, ранверсе, па-де-сис через фуэте». Балетные термины во всем мире не сильно отличаются – все они на французском.

Немного терминологии для любопытных:

па-де-сис – танец в балете, исполняемый шестью участниками;
па-де-де – в классическом балете танец двух исполнителей;
ранверсе – сильный перегиб корпуса;
фуэте – полный круговой оборот (или несколько оборотов) танцовщицы на пальцах одной ноги при одновременном маховом движении в воздухе другой ноги, помогающей повороту или вращению.

Танцует Юка всю жизнь, с четырех лет. Тогда мама впервые привела ее и старшую сестру на представление, затем и на занятие. Тогда решение принимали родители девочки. Жалеет ли она о нем? Нет, сейчас уже не жалеет.

Юка училась в Пермском государственном хореографическом колледже (в Пермь во время войны эвакуировали Вагановское училище, там следуют традициям Ленинградской балетной школы). Пять лет назад балерина поступила в труппу Музыкального театра Карелии. Почему здесь? Многие японки-балерины танцуют в труппах России или Европы: в Японии всего одна профессиональная команда, а желающих очень много. Юке, например, ни разу не довелось выйти на сцену в родной стране.

В Петрозаводске она скоро стала танцевать ведущие партии. В театре рассказывают, что Юка удивительно быстро достигла великолепной физической формы и теперь такая точеная-точеная.

Почему она так любит балет –  ведь это тяжкий труд, который к тому же унес ее за тысячи километров от дома и семьи? Юка отвечает просто: это же так… красиво.

Это действительно очень красиво. Уроки балета проходят так:

ДЕНЬ

После урока начинаются репетиции – артисты повторяют те спектакли, что сейчас в репертуаре театра.

Сейчас вся труппа репетирует «Дон Кихота» — этой премьерой Музыкальный театр закрывает балетный сезон.

Готовятся не только артисты: к премьере нужно сшить около двухсот костюмов. На них уйдут километры ткани: на одну юбку для балерины, например, нужен 21 метр сетки, на один волан — 8 метров, на одно платье необходим 121 метр кружева. Такого спектакля по объему отделки на костюмах в театре еще не было, говорят специалисты пошивочного цеха.

Отдельная история – пуанты. Балерина использует несколько десятков пар таких туфель в месяц, закупать их приходится в поистине промышленных масштабах. Благодаря особым свойствам клея (в составе только натуральные ингредиенты) туфля за полчаса принимает форму ноги балерины.

ВЕЧЕР

У артистов балета очень ограниченный мир. Спрашивать у них об увлечениях или любимом способе времяпрепровождения почти бесполезно. Это драматические актеры, как правило, очень активные, в чем-то без конца участвуют. Балет молчит и работает.

Артист балета начинает профессиональную жизнь, когда остальные дети еще только думают, куда пойти учиться. В семнадцать лет они уже готовые профессионалы. Через двадцать лет работы они уже имеют право на пенсию – организм не может долго выносить таких нагрузок. Солисты – через пятнадцать. После истечения этого срока многие идут преподавать. Многие танцуют и дольше, главное, чтобы на это можно было смотреть.

Зато артисты балета любят собираться вместе. Есть традиция – отмечать премьеры, устраивать эдакий бал-корпоратив. Перед каждой премьерой заведующая буфетом направляется в магазин за селедкой. Это одно из обязательных праздничных блюд на столе балетной труппы Музыкального театра: шампанское, селедка, вареная картошка. Без селедки бала не будет.

Здесь же, в театре, часто образуются семьи. Завязать отношения с кем-то вне театральной среды артистам сложно – это даже не профессия, а образ жизни. Есть в Музыкальном театре любимая легенда: как пять лет назад на премьере «Золушки» Принц сделал Золушке предложение прямо на сцене. Согласилась. Ни директор, ни балетмейстер – никто не знал.

Если впереди спектакль, вечера у артистов не менее насыщенные, чем дни. Вечерами идут оркестровые репетиции: на них полностью проходят весь спектакль. Обычно репетируют со всеми световыми эффектами и в костюмах.

В день спектакля рабочий день балетной труппы продлевается до 10-11 вечера. Ближайшие спектакли в афише – премьера «Дон Кихота» пятого и шестого июля. В кассе говорят, что билеты еще есть.

ИА "Республика", Алиса Агранович