Смех и горе у синего моря

Первой оперной премьерой сезона в Музыкальном театре Карелии стала «Мадам Баттерфляй» Пуччини в постановке Юрия Александрова. За дирижёрским пультом стоял Сергей Иньков.

Первой оперной премьерой сезона в Музыкальном театре Карелии стала «Мадам Баттерфляй» Пуччини в постановке Юрия Александрова. За дирижёрским пультом стоял Сергей Иньков.
Третья постановка Юрия Александрова в Петрозаводске окончательно убедила в том, в каком направлении развивается творчество этого режиссёра в культурной провинции, которая неторопливо, но верно стремится обрести другой, статус, приближающий ее к культурной столице. Юрий Александров позволяет себе здесь, в культурной провинции степень повышенной искренности высказывания, которую даже в своем театре «Санктъ-Петербургъ Опера» чаще держит под защитой цинизма разной степени активности. И эта искренность дорогого стоит.
«Мадам Баттерфляй» никогда не была редкостью на подмостках российских оперных театров. Помимо коммерчески выигрышной мелодраматической истории, образ лейтенанта ВМФ США с красноречивым «долларовым» именем Бенджамин Франклин Пинкертон, который бросает несчастную японскую гейшу, выгодно эксплуатировались в советское время холодной войны. Советские примадонны не без удовольствия распевали страсти юной японки, без ума влюбившейся в залётного американца – так же, как и отечественные тенора демонстрировали свои мускулы в ариях и дуэтах.
В спектакле, который режиссёр поставил в Музыкальном театре Карелии, он оказался близок к эстетике Жана-Пьера Поннеля в одноименном фильме-опере. Как у Поннеля, в спектакле Александрова, художником-постановщиком которого стал незаменимый Вячеслав Окунев, домик-крошечка, где живет главная героиня, утопает в цвету сакуры. Сюжет развивается согласно либретто, но характеры Александров выписывает, укрупняя свои акценты. Пинкертон показан попирающим ценности чуждого ему мира, который для него не более, чем причудливый сувенир. Японцы в спектакле – хранители традиционных ценностей, доставшихся от предков. Для Сузуки режиссёр создает трагический контур, который великолепно удается выдерживать от начала до конца меццо-сопрано Евгении Гудковой, одной из самых драматически одарённых певиц в труппе. Ей с самого начала известно, что ничем хорошим роман не кончится.
Баттерфляй – абсолютно цельная личность, идёт к финалу, не замечая темных туч над собой. Она нашла своё счастье и готова принести себя в жертву. Такой героиня предстала в исполнении Ольги Масловой – главного слушательского открытия премьеры. Полноту восприятия жизни своей героини певица передаёт всеми возможными средствами – мягкой женственной, словно плывущей пластикой, упоением красотой богатого ровного тембра, удовольствием, получаемым от итальянского языка и глубиной понимания слов. Хочется верить, что певица с такими данными на какое-то время останется в этом театре, хотя столичные сцены по таким солисткам плачут.
Пинкертон в исполнении Павла Полянинова в финале являл грустное зрелище разбитого жизнью героя: разрушение судьбы Баттерфляй вернулось бумерангом. Он застрелился, узнав о гибели брошенной им «бабочки». Смех мальчика (данный в записи), защищённого детской психикой от осознания ужаса случившегося, раздался в зале инфернальным эхом.

Музыкальный журнал, Владимир Дудин