Балет – это больно

2 октября Петрозаводску предстоит увидеть удивительную премьеру: Музыкальный театр республики готовит к показу первые спектакли проекта «Stravinsky's Opuses». Одним из них станет знаменитая «Весна священная» Игоря Стравинского.
2 октября Петрозаводску предстоит увидеть удивительную премьеру: Музыкальный театр республики готовит к показу первые спектакли проекта «Stravinsky's Opuses». Одним из них станет знаменитая «Весна священная» Игоря Стравинского. Почти сто лет назад в Париже показ этого балета вызвал настоящий скандал: консерватив-ная публика в штыки восприняла новаторство постановки и саму музыку композитора- реформатора. Петрозаводским зрителям также предстоит испытание на способность воспринимать новое: «Весну священную» ставит датский хореограф, уроженец Швеции Мартин Форсберг. Мартин Форсберг учился в шведской Академии балета и в датской Национальной школе совре-менного танца в Копенгагене. Ставил хореографические спектакли для Датского Королевского ба-лета (Дания), EDge (Великобритания), NorrDans (Швеция), Cullberg Ballet (Швеция), Desingel (Бельгия). В России Форсберг поставил танцевальные спектакли-инсталляции для Екатеринбург-ского центра современного искусства и московского агентства театров танца «Цех». Новаторская хореография (это будет не балет, а так называемый contemporary dance), новая идея (столкновение коллективного и индивидуального сознания). «Весна священная» и в Петрозаводске вполне может обернуться скандалом. «Республике» уда-лось задать несколько вопросов безмерно занятому накануне премьеры Мартину Форсбергу. — В России на культурные проекты выделяется не так уж много денег, я сомневаюсь, что вас в Петрозаводск привлекли финансовые выгоды. — О нет! Конечно, нет. — Что же, проект «Опусы Стравинского» настолько интересен? — Мне интересна именно «Весна cвященная». Возможность поставить этот балет хореографу пре-доставляется однажды, к тому же здесь я могу работать с большой группой танцовщиков. — Любите ли вы вообще скандал? Считаете ли его признаком успеха? — Конечно, нет! Я совсем не хочу создать скандал! Если он случится, то меня это очень расстроит и разозлит. — Какой реакции на спектакль вы ожидаете? И какая реакция может вас расстроить? Мы ведь провинция все же. — Сейчас мир информационно открыт: любая информация доступна в любой точке, где есть Ин-тернет. Конечно, то, что я ставлю - это не балет и даже не неоклассика, я работаю с contemporary dance. То есть стараюсь провести параллель между обычной жизнью и танцем. И если я увижу, что люди будут расстроены, мне будет трудно с этим смириться. — Вы можете описать словами, что такое contemporary dance? — Весь балет - это попытка преодолеть гравитацию. Сontemporary dance — это именно о том, как найти гравитацию. Мы не пытаемся идти против земного притяжения. Мы пытаемся его использо-вать в танце. И еще: балет — это универсальный, уже существующий язык, точнее, он может быть прочитан, как язык. А я не работаю с уже существующей азбукой, а каждый раз сочиняю свой язык в соответствии с конкретной творческой задачей, с идеей, которую нужно донести. — Удается ли работа с танцовщиками труппы Музыкального театра? — Это, знаете, то же самое, если бы привезти вас в Данию и с первого дня требовать, чтобы вы отлично говорили по-датски. Да, первые две недели были чрезвычайно трудными. Но сейчас мы уже начинаем понимать друг друга. — Но вы ими довольны? — Когда они танцуют, да. У балетных особенное отношение к танцу. Они привыкли тяжело и мно-го работать: это нравственные и физические страдания для своего искусства. Ведь балет — всегда стремление к идеалу, к тому, что невозможно, плюс это сдавленные в пуантах ноги — это больно. Ты буквально привыкаешь страдать для искусства. Мне же кажется, что танцор не должен страдать для искусства, нужно им вдохновляться, ценить и любить его. — Вы впервые в Петрозаводске. У вас есть вообще время прогуляться по городу, увидеть еще что- то, кроме театра? — Честно говоря, нет. Я так устаю после репетиций, что сил хватает только на то, чтобы дойти до дома и спланировать следующий день. Я немного прогулялся по центру, прошел по проспекту Ле-нина и по набережной, но это все. Но я очень бы хотел! — Тогда глупо спрашивать вас о том, как вам в Петрозаводске... — Мне нравится достаточно спокойный темп жизни в Петрозаводске. Москва вытягивает из чело-века все соки. А еще мне очень нравятся ваши лодки. Старые лодки, которые просто валяются на берегу. Это так удивительно... 29.09.2011
Интернет-журнал "Республика", Наталья Турчинская