За каждой картой-событием Фестиваля молодых звезд оперы «ОпераVita» стояли молодые и уже давно состоявшиеся в профессии интересные исполнители и дирижеры. Каждая встреча обещала и исполнила обещание радости от узнавания нового и встречи с любимым.
7 ноября на сцене Музыкального театра прошел концерт барочной музыки «Ведьмы, ангелы и короли», музыкальным руководителем и дирижером которого стал Константин Щеников-Архаров. В первом отделении были исполнены два произведения, призванные, по словам Константина Щеникова-Архарова в проекте «Лейтмотив» Музыкального театра Карелии, «двигать аффектами». Драматический сюжет «Поединка Танкреда и Клоринды» Клаудио Монтеверди не мог оставить зрителей равнодушными. Рыцарь-крестоносец Танкред не узнает в сопернике, скрытом доспехами, свою возлюбленную, мавританскую принцессу Клоринду. Победа в смертельной схватке оборачивается трагедией. Действие (источник — поэма Тассо «Освобожденный Иерусалим») происходит в момент освобождения священного города от иноверцев.
— История целиком умозрительная, содержащая моралите, — рассказывает музыкальный руководитель проекта. — Ангелы выступают на стороне христиан, а демоны — на стороне иноверцев. Сейчас такая дидактика кажется смешной.
Уникальность произведения Монтеверди в том, что «оркестр работает как саундрек». Возможно, считает Константин Щеников-Архаров, это первый в истории музыки саундтрек, а также первое задокументированное пиццикато (приём, когда звук извлекается не смычком, а щипком струны). Струнные здесь, в частности, имитируют бег лошадей и звон мечей. Звучит тремоло — голоса певцов дрожат от ужаса и боли.
В произведении Монтеверди всего три действующих лица: Танкред, Клоринда и Чтец. При этом, главная нагрузка выпадает Чтецу. В его роли выступил Павел Алдаков. Партию Танкреда исполнил Юрий Богданов, Клоринду спел Анна Луканова. Режиссёр — Екатерина Зеленская.
Барочная музыка подразумевает свободу в исполнении. Константин Щеников-Архаров рассказывает, что в оратории «Иеффай» Джакомо Кариссими, исполненном также в первом отделении концерта «Ведьмы, ангелы и короли», есть хоровая партитура, и мы знаем, что инструменты должны играть с хором. Но какие и когда? Это выбор дирижера, руководителя постановки.
— «Иеффай» — бестселлер своего времени. В 20 минут помещается целая опера. Или драматический спектакль. У Кариссими Иеффай не библейский герой, а просто благородный царь, который воюет со своими врагами. Мы видим его как полководца и как отца. Театр эпохи барокко позволяет посмотреть на него как на человека, — говорит дирижер постановки.
Царь Иеффай дал обет Господу: если он выиграет в битве, то отдаст на всесожжение первого, кто его встретит дома. Этим первым встречным оказывается его единственная дочь. Выбор царя — не умозрительное действие, а реальный страшный и тяжелый поступок.
Партию Иеффая исполнил Юрий Богданов, дочь царя — Эльвина Муллина. Партию тенора спел Константин Безродный, баса — Евгений Урсул, сопрано — Александра Королева и Анна Луканова.
Считается, что музыка Кариссими требует хорошо подготовленных музыкантов, владеющих барочными инструментами, и таких же искушенных вокалистов. По мнению специалистов, оратория на сцене Музыкального театра Карелии была исполнена профессионально.
Во втором отделении прозвучали барочные произведения XVII и XVIII веков: Вивальди, Гендель, Пёрселл, Рамо. Музыка иногда фантастическая, иногда магическая, лирическая и нежная. Почти вся — про любовь.
Концерт «Ведьмы, ангелы и короли» предварила лекция музыковеда Алексея Парина и его коллеги Константина Никишина. Публике рассказали о том, как музыка эпохи барокко осваивалась в ХХ веке, насколько аутентично она может звучать сейчас. Также слушатели узнали о том, как пели кастраты, для которых композиторы писали лучшие партии, почему Георг Фридрих Гендель написал для волшебниц именно такие партии и какие инструменты больше всего любил в оркестре Клаудио Монтеверди.
14 ноября на сцене Музыкального театра прошла премьера оперы Пуччини «Тоска» в концертном исполнении. В главных партиях выступили солисты Большого театра России Анна Нечаева (Флория Тоска), Павел Янковский (барон Скарпиа). Партию Марио Каварадосси вместо заявленного, но заболевшего Ованнеса Айвазяна исполнил народный артист Узбекистана Рамиз Усманов.
История любви Тоски и Каварадосси, как и в сюжетах первой встречи, происходит на фоне освободительной борьбы. Тема борьбы против тирании усиливает напряжение от любовной истории. Анна Нечаева исполнила партию Тоски широко, эффектно, театрально. Настоящим антагонистом — и по сюжету, и по силе драматического переживания — стал шеф полиции Рима Скарпиа. Павел Янковский даже в концертном исполнении сумел создать яркий полноценный образ двуличного негодяя. С нетерпением публика ждала исполнения знаменитой арии Каварадосси E lucevan le stelle, считающейся одной из самых сложных в оперном искусстве. Рамиз Усманов оправдал ожидания: здесь были и отчаяние, и надежда, и любовь.
Партии Анджелотти и Шарроне исполнил Юрий Заряднов, Сполетты — Юрий Богданов, а Ризничего и тюремщика — Александр Ватолкин. В представлении были задействованы также хор Музыкального театра РК и хор мальчиков «Пеллерво». Фамилия Айвазян все же прозвучала этим вечером — партию мальчика-пастушка исполнил хорист «Пеллерво» Альберт Айвазян.
Нередко концертный вариант оперы со временем превращается в полноценный спектакль. Хотелось бы, чтобы это произошло.
Завершился Фестиваль молодых звезд оперы «ОпераVita» Гала-концертом звезд оперы. На бис артисты спели «Застольную песню» из оперы Верди «Травиата». «Кубки веселья» подняли участники Гала-концерта: Павел Янковский (Большой театр России), Алихан Зейнолла («Астана Опера»), Рамиз Усманов (приглашенный солист Мариинского театра) и Эльвина Муллина — звезда Музыкального театра Карелии. В программе концерта были оперные хиты — арии и дуэты из опер Россини «Севильский цирюльник», «Царской невесты» и «Снегурочки» Римского-Корсакова, «Любовного напитка» Доницетти, «Князя Игоря» Бородина, «Ромео и Джульетты» Гуно, «Арлезианки» Чилеа, «Риголетто» и «Дона Карлоса» Верди, а также оперы «Лакме» Делиба. Прозвучало два оркестровых соло: Нины Феофановой на виолончели и Алексея Никитина на глокеншпиле.
Фестиваль молодых звезд оперы «ОпераVita» прошел в Петрозаводске в седьмой раз. Музыкальным руководителем фестиваля вновь стал главный дирижер театра Михаил Синькевич. На фестивальных встречах мы могли видеть и дирижера, и оркестр прямо на сцене. Спасибо за праздник!
