«И снова три и раз». Интервью с артистом Музыкального театра Карелии Павлом Назаровым
– Какой образ сейчас соответствует вашему голосу и психофизике?
– Сейчас меня перевели на партии драматического баритона. Это всегда характерный герой. Например, Фигаро в «Севильском цирюльнике» – это характерный герой. А герой как таковой – это Елецкий в «Пиковой даме» или Онегин. Алеко – характерный герой. Тонио в «Паяцах» – тоже.
Мне сложнее делать просто героя, я не люблю просто стоять и петь. Всегда говорю, что я не вокалист, я – артист.
– Вы же начинали учиться в студии драматического театра. Почему перешли на вокальное отделение?
– Я отучился полтора курса в студии, которую набрала Людмила Филипповна Живых. Студия была при консерватории. Я поступил туда вместе с Сашей Галиевым, Димой Константиновым, Женей Верещагиной, Колей Белошицим (все они сейчас– артисты Театра драмы «ТМ», – прим. авт.)
– Тоже планировали работать в театре «Творческая мастерская»?
– Я ничего не планировал. Я хотел стать десантником, поступал с другом в Рязанское военно-воздушное командное училище. Сейчас мой друг уже полковник. Я не прошел по здоровью. Пошел пробовать свои силы в актерском мастерстве, потому что у меня в школе были сплошные КВН и самодеятельность. В середине первого курса у нас начался вокал, и меня тихонечко уговорили уйти на вокальное отделение в консерваторию.
– Вы на голубом глазу пришли после десантников на драматический курс, а вас взяли на вокал в консерваторию? Вы не знали, что у вас голос?
– Нет. В самодеятельности я пел только эстраду. Занятия по вокалу у нас проводила Валентина Александровна Матвеева. Она из меня вытащила голос и поставила его. В конце первого курса на первом экзамене я уже пел арию Папагено из «Волшебной флейты» Моцарта. Она из меня все это вытащила.
Потом Алексей Петрович Пресняков, завкафедрой вокального отделения, уговорил меня перейти на это отделение. Я не хотел уходить с актерского курса, но потом понял, что петь мне легче, чем говорить на сцене. Я не сменил профессию, Я сменил направление театра.
– Можно поступить консерваторию без музыкального образования?
– Если ты можешь подготовиться и на вступительных экзаменах сдать теорию музыки, то у тебя есть шанс попасть на вокальное отделение. Я подготовился, сдал на тройку сольфеджио, и этого хватило.
– Музыкальную грамоту вы знали?
– Нет. Я же в музыкальной школе не учился. И в музыкальном училище тоже не учился. Я окончил среднюю школу поселка Ильинский в Олонецком районе. Приехал сюда поступать на актерский курс. А потом перепоступил на первый курс консерватории.
– И почти сразу попали в театр?
– Нет, я отучился три курса. Потом пришел к Алексею Петровичу и сказал, что хочу начать работать. Он меня отвел в театр, там меня прослушал Юрий Исаакович Александров. Мне было 22 года. Мне дали князя Орловского в «Летучей мыши» и контрабандиста Данкайро в «Кармен».
– Вы сразу почувствовали сцену? Было легко?
– Сцена никогда не бывает полностью своей. Она привычная, но всегда есть легкий подвох. Оперным артистам нужно быть ориентированным не только на своего партнера, но и на музыку, на дирижера. Иногда можно запутаться. Куплеты Бони в «Сильве», например, начинаются так: «Раз, два, три... И раз, два, три... И снова раз и два...Начинается урок, Хватит баловства. Раз, два, три... И раз, два, три... И снова три и раз...». И вот эти «раз-два-три» часто в голове путаются. Бывает, что ты перед выходом вообще не можешь вспомнить ни одного слова, даже с чего начинается. Вспоминаешь только с музыкой.
– Трудная жизнь у артистов.
– Да, на стрессе постоянном. Я успел немного поучиться у Людмилы Филипповны Живых. Она говорила, что мысленно каждый вечер уходит из театра работать на кирпичный завод. А утром просыпается и идет в театр. У меня то же самое, только вместо кирпичного завода дорожно-патрульная служба. А утром я снова иду в театр.
– Как вы делали роль Тонио в «Паяцах»? Кто придумал эту интермедию с курицей?
– Подготовка была долгой – все вычищалось, подстраивалось под конкретных артистов. Лацци (вставные буффонные трюки комедии дель арте) мы придумали сами. Нас было трое Тонио: я, Вадим Мокин и Женя Урсул. Пародию на «ridi, Pagliaccio» (главная ария Паяца) в этюде с курицей придумала режиссер Анна Осипенко. Спектакль делался сложно, долго. Параллельно мы работали с камерой, снимали каждую репетицию. Потом из кадров собрали те, которые идут в начале спектакля.
– Для вас этот спектакль особенный?
– Я много играл простаков в опереттах, играл героя в сказках, исполнял лирические партии в операх. Переломной стала роль Альфио в «Сельской чести». Я стоял в скобках в распределении, но в итоге вышел на первую премьеру. Это была моя первая драматическая партия. Потом был «Джанни Скикки» – образ лег легко, потому что это веселый характерный герой. А Тонио – закрепление этого всего. Все вопросы о том, что я это могу, отпали.
– Как вы настраиваетесь на спектакль?
– Я знаю, что драматических артистов учат сосредотачиваться на спичечной головке. У меня проще: я просто стою боюсь. Перед прологом в «Паяцах» так бывает каждый раз. Пока не спел свои первые «Si puo, si puo», страх не проходит. Первое спел – всё, отлегло. Еще проблема с повешением может возникнуть (В начале спектакля герой Павла Назарова разыгрывает буффонаду с петлей, – прим. авт.) Там сложно зацепиться, потому что веревка немного меняет высоту. Были спектакли, где на пристегивание уходит до 5 секунд – это пауза. Для артиста она чувствуется как 5 минут.
– В Москве интересно получилось. Там пришлось табуретку выбивать не в сторону, как у нас, а назад. Слишком большая сцена – круг далеко сзади был. И я не вниз упал, а вперед, и у меня веревка с шеи съехала. Одна зрительница от напряжения подпрыгнула и со всей силы случайно ударила в грудь соседа.
– В «Алеко» было неожиданно много движения. Нравится вам спектакль?
– В «Алеко» движение ставил Александр Козин. Изначально спектакль задумывался как семистейдж (среднее между спектаклем и концертным исполнением) для фестиваля. Я жалею, что этот спектакль ушел. Он слишком короткий – идет час. А зрители привыкли ходить на спектакли с антрактом. В нашем театре антракт зрителю нужен. Театр у нас красивый, с колоннами. Для многих поход сюда – почти ритуал.
– Кто придумал Черного графа в «Свадьбе Фигаро»? Трудно за весь спектакль ничего не спеть?
– Персонаж, черное «я» графа Альмавивы, придумала Анна Осипенко. Мне нравится роль. Я ведь и в балете работаю. Например, в «Тщетной предосторожности» я играю свата, в «Анне Карениной» – Стиву, в «Дон Кихоте» я – Лоренцо, отец Китри. И в «Спящей красавице» мы с Пашей Алдаковым играем распорядителей при дворце. На такие роли обычно не хотят тратить танцевальную единицу, поэтому приглашают артистов из оперы.
Я не самый большой поклонник Моцарта. Да, это прекрасная вокальная школа. Я пел арию Фигаро, арию Папагено. Сама музыка мне не так близка, потому что там меньше эмоций, чем, например, в веристских операх. Моё там, где «разорви рубаху».
– Много у вас поклонников?
– Я знаю только одного человека – Татьяну Туркас. Я всегда получаю от нее цветы. Был случай, когда я получил от нее цветы три раза за день: в филармонии, в библиотеке и вечером в театре. А ее муж – поклонник Эльвины Муллиной. Они всегда ходят в театр вдвоем. И есть еще одна поклонница, она часто приходит на спектакли, я ее вижу в первом ряду.
– Что вы почувствовали, когда вас объявили лауреатом «Золотой маски»?
– Был уверен, что не получу ее, хотя немного надеялся. Награждение стало неожиданностью. Накануне вечером я мечтал об этом, даже речь какую-то придумал. Но когда меня вызвали, я не сразу поверил. Вышел на сцену и забыл все слова, которые придумывал накануне. В моей номинации были очень крутые артисты, а себя я оценивать не умею. Я не знаю, как выгляжу со стороны.
– Ваша жена Анна Луканова – тоже солистка Музыкального театра. Она будет петь в опере «Руслан и Людмила», а у вас там нет роли. Это специально, чтобы было кому сидеть с вашей годовалой дочкой?
– Сейчас будет «Мистер Икс». Аня – Мари, я – Пеликан. Мы нашли няню. На репетициях Алиса даже в зале может сидеть немного. А в «Руслане и Людмиле» мне петь нечего – нет партии для моего голоса. Там по факту нет баритонов, поэтому я работаю папой.
Фото М. Никитина
Фото М. Никитина
Фото М. Никитина
"Алеко", фото М. Никитина
"Паяцы", фото М. Никитина
"Свадьба Фигаро", фото М. Никитина
"Царская невеста", фото М. Никитина
"Онежская маска", фото М, Никитина