Премьера «Волшебной флейты» закроет театральный сезон Карелии

По традиции в завершение сезона Музыкальный театр Карелии представит зрителям премьеру: 5 и 6 июля свет рампы увидит одна из самых известных и вместе с тем загадочных опер мировой сцены – «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта.

По традиции в завершение сезона Музыкальный театр Карелии представит зрителям премьеру: 5 и 6 июля свет рампы увидит одна из самых известных и вместе с тем загадочных опер мировой сцены – «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта.
«Волшебная флейта» – последняя и самая загадочная опера великого Моцарта – стремительно ворвалась в тройку лидеров мирового репертуара, соперничая сегодня по частоте постановок только с «Травиатой» и «Кармен». Она знает множество режиссёрских версий: заложенных в ней слоев смысла хватает на постановки и в детских театрах, и на самых престижных оперных сценах.
Первое исполнение «Волшебной флейты» состоялось в Вене 30 сентября 1791 года под управлением автора. Либретто предложил Моцарту его давний приятель, певец, драматург и антрепренер Эмануэль Шиканедер (в премьере исполнивший партию Папагено). Сюжет он почерпнул в сказке Кристофа Мартина Виланда «Лулу» и обработал в духе популярных в то время народных феерий. События в опере разворачиваются в достаточно условной восточной обстановке и в таком же неопределенном времени, оставляя свободу для режиссерских интерпретаций.
На сцене Музыкального театра Карелии оперу ставит Георгий Исаакян (Москва), один из ведущих оперных режиссёров страны, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии России и Национальной премии «Золотая Маска», президент Ассоциации музыкальных театров.

Может ли одно и то же сочинение быть и незатейливой сказкой о Добре и Зле, и глубоким философски-мистическим трактатом? Простенькой историей о любви юных принца и принцессы – и величественным гимном Музыке и Гармонии? – задаётся вопросом постановщик. – Вот и в нашей версии сплетаются весёлая театральная игра, размышления о трудностях познания и взросления, и – благоговение перед величием человеческого гения, могущего только силой своего воображения и таланта создавать столь прекрасные миры.

В спектакле Исаакяна появится отстранённый, немного ироничный взгляд на сказочную фабулу из сегодняшнего дня. Двигателем событий станет некий Рассказчик, проводящий экскурсию для молодёжи и повествующий им о жизни и музыке Моцарта. Экскурсантами будут современные молодые люди, отобранные режиссёром на кастинге в Петрозаводске. Критерием отбора были стремление к просвещению и участию в живом акте искусства.
Это не единственная новация постановки. Георгий Исаакян увидел в опере произведение, в котором Моцарт «собирает» всю свою жизнь, а каждый персонаж символизирует какого-то человека, сыгравшего в ней значительную роль. Поэтому все главные герои предстанут в двух ипостасях, а сам Моцарт (он тоже материализуется на сцене из слов Рассказчика), даже в трёх: его различными воплощениями станут и Тамино, и Папагено…
Дирижёр-постановщик спектакля, главный дирижёр театра Михаил Синькевич говорит о музыке этой оперы как о «светлой, простой для восприятия и в то же время абсолютно гениальной». «До недавнего времени у нас в репертуаре не было подобной музыки, – поясняет дирижер. – Она требует точности, прозрачности, деликатности исполнения…».
Художник спектакля – новое для Петрозаводска имя, Филипп Виноградов. Молодой московский художник сотрудничает с Лабораторией Д. Крымова, оформлял спектакли в театрах «Современник» и «Мастерская П.Н. Фоменко». В 2012 году совместно с В. Останькович был удостоен специального приза «Золотой Маски» заоформление оперы «Любовь к трём апельсинам» в Московском детском музыкальном театре им. Н.И. Сац в постановке Г. Исаакяна.
Над световой партитурой работает один из ведущих российских художников по свету, заслуженный работник культуры России Евгений Ганзбург. Он создал световое оформление более чем для 250 спектаклей в режиссуре Льва Додина, Галины Волчек, Юрия Бутусова, Андрея Могучего, Романа Козака, Семена Спивака, Вениамина Фильштинского, Дмитрия Чернякова и сотрудничал с такими ведущими театрами России, как Мариинский, Александринский, БДТ им. Г.А. Товстоногова, МДТ – Театр Европы, МХТ им. А.П. Чехова, театр «Современник». Петрозаводской публике памятна работа Е. Ганзбурга в спектакле Музыкального театра «Скрипач на крыше».
«Волшебная флейта» в Музыкальном театре Карелии ставится впервые. В спектакле занята вся оперная труппа театра.

Городское сетевое издание «Петрозаводск сегодня». 23.06.2015

http://ptoday.ru/news/rest/24393/#ixzz3ek0LAix2
 

Городское сетевое издание «Петрозаводск сегодня»., Алиса Агранович