Люди хотят красоты

Художественный руководитель Музыкального театра считает, что модерн в опере от бедности, а авангардисты зачастую делают на сцене нечестные вещи. Разговариваем с Юрием Александровым о жизни, театре и грядущей премьере оперы «Пиковая дама».

Художественный руководитель Музыкального театра считает, что модерн в опере от бедности, а авангардисты зачастую делают на сцене нечестные вещи. Разговариваем с ним о жизни, театре и грядущей премьере оперы «Пиковая дама».

Юрий Александров – народный артист России, художественный руководитель оперы Музыкального театра. В ближайшее время в нашем театре он поставит оперу Чайковского «Пиковая дама». Говорит, что спектакль обещает быть красивым и точно «по Чайковскому». Дело в том, что недавно в Москве, в «Новой опере» его версия «Пиковой дамы», поставленная в форме ретроспекции в историю России последнего столетия, наделала много шума. Действие спектакля происходит то в Первую мировую, то во время сталинских репрессий, где старая графиня выступает как дама из высших партийных кругов. Показаны и блокадный Ленинград, в котором Лиза ждет Германа, и современная жизнь с ее страстями.

Нужно сказать, что к вниманию публики и критиков к своим постановкам Юрий Исаакович давно привык. Ставит он много и с размахом. Сейчас, например, улетел в Шанхай ставить оперу Верди «Турандот» на одной из самых больших площадок в Китае, спектакль, в котором будут занято больше пятисот артистов.

– Как вы вообще оказались в Китае?

Дело в том, что я ставил «Турандот» в Арена ди Верона – это знаменитая площадка XVI века, оперная Мекка. Я был первым русским режиссером, который ставил в этом театре итальянскую оперу. Спектакль получился удачным, пели великие певцы – Джованна Казолла, знаменитое сопрано, Хосе Кура. Наверное, эти китайцы ткнули пальцем в сайт Арена ди Верона, увидели мое лицо и посмотрели спектакль. Потом предложили сотрудничество. Сейчас Китай хочет продемонстрировать всему миру свою мощь. Идея поставить оперу принадлежит американцам, организацию взяла на себя Южная Корея, деньги дают китайцы. Все будет происходить в огромной Mercedes-Benz Arena, это «космическая тарелка» на 17 тысяч зрителей. В постановке участвуют 400 балетных артистов, больше 200 человек хора, детский хор в 55 человек – от каждой китайской провинции по ребенку… Этот спектакль потом должен объехать весь мир. Они могут себе это позволить.

Вам не страшно браться за такие масштабные постановки?

Страшно, когда не владеешь профессией. Масштаб не подавляет – в Арена ди Верона у меня было одновременно 250 человек на сцене. В Мадридском театре – 140 человек… Сейчас на Олимпиаде было не меньше людей на сцене. В искусстве сейчас иногда больше техники, чем вдохновения.

– Почему вы снова взялись за «Пиковую даму»?

Режиссер должен понимать, для кого он ставит. Сейчас у меня была скандальная «Пиковая дама» в «Новой опере». Она была насквозь авторская, я готовил этот спектакль 13 лет. Этот спектакль не был рассчитан на общепит. Но в Москве я мог это себе позволить – там одновременно можно посмотреть несколько постановок этой оперы на разных площадках. Когда я ставил «Пиковую даму» в Чикаго, где не знают, что такое Летний сад, русская душа, то делал, как написано у Чайковского.

– У нас будут ли такие отсылки к разным эпохам и такое обобщение, как в московской постановке оперы?

Эпоха будет одна. Во все времена люди будут думать, что такое долг, честь, ревность, измена.

– У вас какое слово будет главным?

Чайковский. В последнем спектакле ключевым словом было «Александров». Все, что было показано – это мои мысли о своей жизни, жизни общества.

– То есть, один и тот же материал может выходить в самых разных версиях?

У меня сейчас был спектакль «Князь Игорь». Три раза подряд его ставил, и это были абсолютно разные спектакли. Режиссер должен понимать, для кого он ставит. В голодной Самаре я ставил его как праздник и как сказку. В Ростове – о судьбе женщины, об ответственности руководителя. В Москве, рядом с Кремлем, ставил наотмашь. Кончался спектакль трагически, скорбным хором поселян, когда все уже равны, потому что все на том свете. Главное, чтобы каблограмма композитора и твоя версия совпадали. Сильное чувство может возникать как от обиды, так и от боли. Мне задавали вопрос: «Как вы так можете?» А я завтра четвертый спектакль поставлю и найду новый ход. Режиссер, я считаю, профессия авторская. Это дирижер интерпретатор. У меня есть только пыльная книжечка, и я должен все придумать – психофизику, идеи, темпоритмы, пластику – родить целый мир.

– Это же какая ответственность перед авторами-композиторами!

Наше дело не только придумать. Еще нужно придуманное реализовать – это адская работа, совмещающая и духовное, и материальное. В нашем деле все может испортить даже мелочь. Одевальщица у меня однажды не так застегнула плащ Дон Жуану – ведущему баритону. Он пошел на сцену, споткнулся, упал и сломал себе ребро, колено и руку и на полгода вышел из работы. В Риге знаменитый художник Март Китаев ставил «Анну Каренину». В финале – темнота, дым, паровоз, видны только фары, звуки и вдруг осветитель включает дежурный свет и все увидели, что на сцене никакой не паровоз, а просто кусок фанеры с фарами от велосипеда. В зале хохот. И художник умер от этого. Дежурный свет может включить любой.

– У вас бывало такое?

Я везучий и опытный, привык озираться по сторонам.

– Расскажите про идею нашей «Пиковой дамы»!

Ничего нет сложнее, чем описывать то, что еще не состоялось. Мы попытаемся сделать спектакль о русском архетипе – такой страдалец, который сеет вокруг себя смерть. Раскольников. Сам себя казнит, и вокруг все гибнут. Он прекрасен, обаятелен и даже любит, но все равно вокруг него мрак. Мы искали пространство, где был бы историзм. Люди должны видеть то, что не видят на экранах и в жизни. Хочется, чтобы люди красивое увидели. Это не обязательно тряпки. Про тряпки решают интенданты. Откуда взялось такое поголовное увлечение модерновыми спектаклями? Они дешевле в 20 раз, все костюмы можно купить в сэконд хенде. У нас платье может стоить 100 тысяч рублей, как машина. Одно платье. На 100 тысяч рублей я вам одену три спектакля в стиле модерн.

– Красиво будет?

Удивительно красиво. Вячеслав Окунев – это великий художник. Он замечательно сочетает на сцене мир красоты и мир одиночества, замкнутого пространства, в котором находится человек. Сегодня «Пиковая дама» – поэма. Мы постараемся, чтобы все шло насквозь, без опускания занавеса и стука молотков в антракте. А психологическая подоплека будет современной. Такой театр переживаний, ближе к Станиславскому.

– Вам не нравятся постановки в стиле модерн?

Никогда голые стены и простые костюмы не определяли новаторство. Сейчас модно ставить классику с этакими намеками. Пошел смотреть «Бориса Годунова» в Мариинском театре. Что там? Поруганные советские символы, артисты ходят по нашим гербам, все в пиджаках, сверху боярские шубы, Пимен в клобуке, но с компьютером, все это сто раз уже было. И тут мне шепчут: «Смотри, у Бориса Годунова часы на правой руке! Это же Путин!» Что общего у Годунова, который сходит с ума, даже не совершив преступления, и у спортивного спокойного Владимира Путина? Часы! Тупая примета и все – спектакль считается авангардным.

– У вас, как у режиссера, есть свое амплуа?

Пытались на меня навешать ярлыки. Иногда мне хочется поставить легко, а иногда есть желание вонзить в материал свои зубы и терзать его, как Бог черепаху. Это разные подходы. Спектакли не должны быть оскорбительными для публики. Если нравится всем всем – это барахло. Я не могу ставить спектакли-пощечины, как многие мои коллеги. Они считают: «Вам не нравится? Тогда пошли вон!» Очень важен компромисс – это с годами понимаешь. Надо найти сочетание удовлетворения собственных амбиций и потребностей жанра, потому что увести в сторону, раздербанить очень просто. В каждом спектакле должны быть зоны режиссерской песни и та рама, которая держит конструкцию – этическая, эстетическая. Компромисса достигнуть иногда трудно. У меня был спектакль «Любовный напиток». В нашем понимании – это бутылка водки. Половину спектакля у меня это – чаша Грааля, вторую примитивная жизнь нашего двора с бутылкой водки. Но я обязательно должен вернуться к красоте.

– Мне кажется, у вас есть обида на современных постановщиков…

Меня задевает непрофессионализм. Я президент Ассоциации музыкальных театров России. Для меня это дело жизни. Я требователен к себе и к коллегам. Помните, был такой фильм «Муха» про ученого, который депортировался, распался на атомы, и в это время к нему залетела муха. И он, собираясь заново, превращается в монстра. Не нужно мух. Делайте классику без отсебятины, не меняйте тексты в угоду моде. Я ратую за честный театр.

Мой Петрозаводск. 1 марта 2014, Анна Гриневич