Текст: Мария Шамраева, фото: М.Никитин
Рождественский Гала-концерт – традиционное событие для публики Музыкального театра РК. Здесь объединяются и любители балета, и фанаты оперы, и публика, в принципе, любящая музыку, театр и праздник.
Ощущение праздника в первом отделении создавали эффектные номера из балетов, идущих на сцене Музыкального театра Карелии и Московского музыкального театра имени Сац. Зрители, например, увидели сцену «Курды» из балета Хачатуряна «Гаянэ» (хореография Нины Анисимовой). Мы знаем ее как «Танец с саблями». С саблями танцевали артисты Музыкального театра Карелии и солисты двух театров Денис Матюк, Артур Баранов, Антон Дьячок и Мария Зарицкая.
Впечатление произвели Варвара Серова и Дмитрий Круглов (солисты ММТ имени Сац) в адажио из балета «Шехеразада» Римского-Корсакова (хореография Михаила Фокина). Стильную, тонкую, всегда роковую Варвару Серову в Петрозаводске хорошо знают по партии Королевы в балете «Алиса». Также она исполняет Аврору в «Спящей красавице» и Одетту/Одилию в «Лебедином озере». Дмитрий Круглов поразил необычной актерской статью, красотой атлета.
Этот же дуэт исполнил адажио из балета «Маскарад» Хачатуряна. В неоклассической хореографии Кирилла Симонова номер выглядел так интересно, что захотелось увидеть всю постановку целиком.
Балет «Ромео и Джульетта» сейчас не идет на сцене Музыкального театра Карелии, но название есть в афише Московского музыкального театра имени Сац. Адажио из балета в хореографии Кирилла Симонова исполнили трогательная Феличия Русу и Артур Баранов. Дуэт Феличии Русу (ММТ имени Сац) и Дениса Тарасова произвел впечатление в па-де-де из балета «Привал кавалерии» Армсгеймера (хореография Мариуса Петипа и Петра Гусева).
В номере «Деревенский Дон Жуан» на музыку Юрия Зарицкого (хореография Леонида Якобсона) солисты балета Любовь Землянская и Эдуард Демидов ловко продемонстрировали не только танцевальные, но и актерские способности. Способность к буффонаде – дар этих артистов.
Солистов Музыкального театра публика приветствовала в па-де-де из балета «Корсар» Адана (хореография Мариуса Петипа), в котором выступили улыбчивая Мао Фузимуро, любимец публики Антон Дьячок и эффектный Такахиро Цубо.
В большом па-де-де из балета «Дон Кихот» (хореография Мариуса Петипа и Александра Горского) зрители следили за пируэтами блестящей Юки Окоти и ее партнера Дениса Тарасов, а также считали фуэте в коде.
Кодой первого отделения стал «Танец часов» из оперы «Джоконда» Понкьелли в хореографии Кирилла Симонова. В этом номере приняли участие все артисты-участники концерта.
Праздничное настроение создавал антураж сцены, торжественно украшенный целым рядом люстр. В финале первого отделения красиво возник серебряный дождь, блестяще просыпавшийся на сцену с колосников.
Хореографом-постановщиком балетной части Гала-концерта стал Кирилл Симонов.
Режиссером-постановщиком второго отделения Рождественского концерта стала Анна Осипенко. Режиссер известна нестандартными постановочными ходами, поэтому в оперной части представления одну арию могут исполнять сразу два артиста, есть прямые обращения в зал и много игровых моментов.
Драматургической основой второго отделения стала тема рождественской ночи, а ее проводником выступил Илья Давыдков. Этот ребенок уже играл сына Чио-Чио-сан в опере «Мадам Баттерфляй», поэтому на сцене он чувствует себя вполне комфортно. Образ мальчика в красной клетчатой пижаме, обнимающего плюшевого медведя или сладко спящего в своей кроватке у рождественской ёлки, вызывал ощущение домашнего уюта. Трогательно выглядел момент, когда мальчик хотел взять за руку солистку Музыкального театра Карелии Марию Белокурскую, которая пела арию из «Рождественской оратории» Сен-Санса, но боялся ее отвлечь.
Во втором отделении на сцену вышли все самые любимые зрителями солисты. Эльвина Муллина спела арию Лакме из одноименной оперы Делиба. Оказалось, что голос солистки может звучать не только как звук скрипки, но и как звонкий колокольчик. Соло на глокеншпиле (по-простому – металлофоне), исполнил артист оркестра Алексей Никитин. В течение вечера он не раз эффектно выходил на авансцену с этим инструментом. В «Катании на санях» Моцарта Алексей Никитин солировал с другим ударным музыкальным инструментом. Солистами в оркестре в разных номерах выступили также Анна Неверова и Денис Ворона.
Театральный оркестр, которым управлял Владимир Кулагин, был расположен прямо на сцене, поэтому дирижеру нередко приходилось по-актерски отыгрывать некоторые моменты взаимодействия с солистами. В частности, он оказался вовлеченным в «Поцелуй». Песню-вальс Il bacio композитора Луиджи Ардити вместе с артистами мужского хора исполнила обаятельная Наталья Ландовская.
В семейной атмосфере вечера романтично прозвучал дуэт Дарьи Батовой и Максима Аксенова, исполнивших партии Манон и Де Грие из оперы Массне «Манон». Другая пара - Павел Назаров и Анна Луканова – исполнили не только дуэт Дон Жуана и Церлины из оперы Моцарта «Дон Жуан», но и продемонстрировали актерский талант в эффектном дуэте Папагено и Папагены из оперы Моцарта «Волшебная флейта».
Солист театра Вячеслав Хавренок вышел на сцену в образах Дон Жуана и Фигаро. Впечатление на зрителей произвели оба выхода, но в опере Россини за первенство в исполнении каватины Фигаро с ним спорили еще двое солистов: Павел Алдаков и Каюм Шодияров. Выбрать одного из них было сложно.
Терцеттино Soave sia il vento из оперы-буффа Моцарта «Так поступают все женщины» возле кроватки малыша в пижаме спели и разыграли Дарья Батова, Александра Королева и Евгений Урсул. Евгений Урсул также исполнил романс Вольфрама из оперы Вагнера «Тангейзер».
В финале второго отделения прозвучала традиционная английская рождественская песня Deck the Halls («Украсьте зал»), которую исполнили все участники оперной части концерта, включая хор.
Мы надеемся, что сотрудничество Анны Осипенко с Музыкальным театром Карелии будет продолжаться.