Любовь заплутала... в дыму

Черные мантильи и алые шали, танцы с кастаньетами, эффектные потасовки  и стрельба как способ выяснения отношений - изобилие примет испанской «экзотики» ожидает зрителей, решивших провести вечер в опере.

Черные мантильи и алые шали, танцы с кастаньетами, эффектные потасовки  и стрельба как способ выяснения отношений - изобилие примет испанской «экзотики» ожидает зрителей, решивших провести вечер в опере. Свою версию истории о  гордой цыганке в воскресенье представил Музыкальный театр Карелии.

«Кармен» Жоржа Бизе  относится к безусловным шедеврам мирового музыкального театра, собирающим полные залы по всему миру. Однако так было не всегда – премьера постановки в 1875 году в «Комической опере» Парижа с треском провалилась.
Ее сочли аморальной из-за пикантного сюжета и того факта, что композитор обратился к истории из жизни простонародья – солдат, фабричных работниц, проституток,  контрабандистов и цыган. Сегодня, напевая бессмертные  музыкальные мотивы «Хабанеры» или «Куплетов тореадора», трудно представить, что первая критика сочла их «безобразными и бессмысленными».
 Самому Бизе не удалось присутствовать при моменте восстановления справедливости–триумфальном шествии «Кармен» по сценическим площадкам. Композитор вскоре скончался, а опера, после пятидесяти представлений на долгие годы исчезла из репертуаров парижских театров.  Возобновить ее решился в 1883 году Эрнест Гиро, заменив разговорные диалоги речитативами и добавив сцены с участием артистов балета.
 
 Версию Карельского музыкального театра  в течение года готовил режиссер Юрий Александров, его герои поют на французском языке, а диалог ведут на русском.
Мы оказываемся на плошади Севильи, где солдатская казарма соседствует с табачной фабрикой. Оба здания вызывают стойкие ассоциации с тюрьмой : смена солдатского караула происходит у каменных стен с узкими окошками –бойницами,  доступ к девушкам- табачницам закрывает  решетчатая ограда.  Повисая на ней, разгоряченные мачо, созерцают послеполуденный отдых  знойных подруг, представленный в виде несмелого эротического перфоманса.
Принять ограничения и следовать течению жизни или попытаться вырваться из тюрьмы? Это выбор, который предстоит сделать героям.
 
Независимая и скандальная Кармен  (Евгения Гудкова) относится к типу людей, не привыкших держаться в рамках дозволенного. Ее жизнь – игра. С легкостью Кармен соблазняет сержанта караула Хозе (Павел Полянинов), становясь причиной кровавой разборки, попадает в тюрьму, играючи выходит из нее и присоединяется к шайке воров.
  Избранник Кармен предстает исключительно добропорядочным и не готовым ни к какому риску: он лишь следует за возлюбленной – устраивает ее побег, ссорится со старшим офицером, дезертирует и убивает за любимую.  Шанс «вернуться к себе», впрочем, существует почти всегда. На сцене в этот момент появляется мост, который как бы приглашает остаться на «правом берегу», однако Хозе, как в бреду, идет за Кармен.
  Часть действия сопровождает то возникающая то исчезающая на сцене дымовая завеса, очевидно призванная символизировать любовный дурман. Впрочем, персонажи не прочь оставаться в состоянии наваждения.
Из него режиссер предлагает выбраться, облившись холодной водой, что и происходит при появлении красавца тореадора Эскамильо (Андрей Блаховский). Глядя на его эффектную браваду, сознаешь – шансы слабохарактерного Хозе сохранить любовь своенравной подруги стремятся к нулю. Тореадор моментально завлекает Кармен,  используя ее же козыри –  смелость и напористость. Далее действие раскручивается подобно пружине вплоть до рокового конца.
Перенесение «южных» сюжетов на отечественную сцену почти всегда вскрывает недостаток у актеров естественного для жителей жарких стран высокого градуса отношений. Вот и в карельской «Кармен» драматическая составляющая  постановки ощутимо отстает от вокальной. «Химии» между главными героями –Хозе и Кармен явно не достаточно.
«Любви-то тут  и нет!» - сокрушается зритель по соседству.
Несостоявшаяся невеста Хозе юная Микаэла (Наталья Ландовская), призванная олицетворять жертвенность и невинность в противоположность  Кармен, в версии театра вовсе не выглядит  неискушенной. Ее персонаж окрашен в комедийные тона, что вызывает легкое недоумение. 
Второстепенные персонажи, напротив, более естественны - запоминается невозмутимый добряк Цунига (Александр Ватолкин), беспечные кокетки Фраскита (Эльвира Муллина) и Мерседес (Виктория Никульникова).
В массовых сценах режиссеру удалось избежать классической оперной статики,  зажигательны и танцевальные эпизоды с участием балетной части труппы.
Оркестр, руководимый элегантным Алексеем Ньягой (которого легче представить в составе джазбэнда, чем за дирижерским пультом) звучит деликатно, привычную помпезность музыки Бизе подменяя мягким, почти  камерным звучанием, внимательно взаимодействуя с артистами.
Что есть свобода, нужна ли она и какими средствами ее достичь ? Это основные вопросы, которые самому себе и зрителю задает автор.  Достаточно ли для счастья бездумного и бесконечного исполнения желаний и следования страстям? Возможно ли избежать расплаты за принесенное горе и смерть? И главное – как выбраться из своей внутренней тюрьмы?
Последнее оказывается совсем не просто. Об этом красноречиво напоминает сценографическое решение финала – эффектная маска быка с отломанным рогом.


Алена Ермоленко
http://gazeta-licey.ru/culture/27279-lyubov-zaplutala-v-dyimu

Интернет-журнал "Лицей", Алена Ермоленко