Зима будет теплой! ... пока на сцене Музыкального театра кипят такие страсти
В последний вечер уходящего ноября зал Музыкального Театра Республики Карелия полнился звуками оперы Жоржа Бизе. «Кармен» – одна из самых популярных опер, была создана им в 1874 году и через века не сходит со сцен современных оперных театров. И в это раз, в исполнении солистов театра и симфонического оркестра под управлением Алексея Ньяги, творение гениального композитора звучит ярко и страстно.
Надо отметить, что народный артист России Юрий Александров, поставивший свою версию «Кармен» на карельской сцене является «отцом» более двух сотен спектаклей на оперных сценах России и зарубежья. Он старался приблизить оперу к её оригинальному виду, когда у Бизе ариозные партии перемежаются с короткими диалогами. К слову, на сцене карельского театра все арии исполняются на французском языке, в то время как разговоры происходят на русском. Такой подход, наравне с бегущей строкой, презентующей публике перевод оригинала, позволяет более полно вжиться в атмосферу, ощутить весь смысл и трагизм рассказываемой истории. Истории о любви, ревности и смерти, происходящей на фоне привычной жизни простолюдинов в Испании начала девятнадцатого века.
В эту атмосферу, небольшого поселения в горах, где-то в Севилье, зрителей переносят и декорации к спектаклю, выполненные народным художником России Вячеславом Окуневым. Детали вторят внутренним переживанием героев, помогая лучше прочувствовать накал страстней в их сердцах – вольной цыганки и сгорающих от любви к ней мужчин. Во второй картине в сцене, где Хозе (Павел Полянинов) и Кармен (Евгения Гудкова) остаются наедине, в разгар их обнажённых противоречивых чувств, мы видим, как с вершин гор движется раскалённая лава, будто бы отсылая нас к «Последнему дню Помпеи», красноречиво давая понять, что любовь эта обречена и не принесёт ничего хорошего.
Не зря в начале второго действия Кармен выходит к зрителям в одежде тореро с единственным ярким, притягивающим к себе внимание акцентом на сцене – алым цыганским платком. Она словно пытается укротить и побороть свою судьбу. В то время как её подруги всегда неизменно счастливы в своём будущем, героине и её любовнику карты всё время пророчат одну лишь смерть. И подобно тому, как ещё недавно тореадор Эскамильо (Андрей Блаховский) старался заполучить строптивое сердце цыганки, теперь она и сама выступает в этой роли, включаясь в корриду, приз в которой – свобода и любовь. Но в этой схватке бык-судьба оказывается сильнее.
Обличает замысел композитора и соединяется всё и всех воедино в разворачивающейся перед нами драме оркестр музыкального театра, под управлением Алексея Ньяги. Он погружает зрителя в мир, где властвуют законы выживания, желания свободы и страстной любви. Мир, в котором рядом живут своевольные цыгане и коварные разбойники и контрабандисты, солдаты и простые честные люди. С первых тактов и до последних нот узнаваемый бравурный марш тореадоров, кокетливая хабанера Кармен, зажигательный пасадобль – завладевают и удерживают внимание зрителей.
Правда, этот эффект немного скрадывается в паузах между переменами картин в действиях – в затянувшейся тишине, предоставленная сама себе, публика бросается к своим гаджетам, что естественно расхолаживает старательно созданную артистами атмосферу.
Впрочем, как только занавес открывается вновь и на сцене появляются цыганки в пёстрых нарядах, не каждый из нас вспомнит о необходимости перевода, бегущем над сценой – настолько их танцы и поставленная Надеждой Калининой хореография в целом завораживает и притягивает к себе внимание всего зала. Наравне с этим интересны продуманные мизансцены: противопоставление героев в отдельных картинах и их взаимодействие на протяжении спектакля безупречно.
В завершении звучат нескончаемые аплодисменты. Отовсюду слышатся крики: «Браво! Браво!». Особенно они усиливаются, когда на поклон выходит Наталья Ландовская, исполнительница роли Микаэлы, чьё лирическое сопрано покорило сердца зрителей. Овации долго не умолкают, артисты выходят на повторный поклон. Зал счастлив.
Мария Курило