Новые сенсации карельского балета
И, судя по всему, он справится с этой непростой задачей.
Сочиненный Петром Чайковским, этот балет состоит из двух актов. Либретто к нему по сказке немецкого романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» 1816 года написал известный театральный деятель Росси и Франции Мариус Петипа, и он же стал автором хореографического плана. Идею воспользоваться гофмановским сюжетом для создания нового балета подал директор Императорского театра Иван Всеволожский. Первая постановка состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга. В тот день свет увидел чудо, которое и поныне называют «душой русского балета». С тех пор «Щелкунчик» претерпел множество изменений, было поставлено множество различных версий и интерпретаций, и со временем балет почти полностью видоизменился. Но недаром говорят, что история — это колесо, все новое — это хорошо забытое старое. Спустя 117 лет на сцену вернется оригинальная постановка Императорского театра XIX века. Карельские зрители увидят реконструкцию оригинального балета, поставленного в 1892 году в Санкт-Петербурге.
«Впервые» — это ключевое слово премьеры. В частности, впервые проводится необычная рекламная акция — под конкретный проект изготовлен промо-сайт в Интернете, несмотря на то, что билеты уже все распроданы. Но организаторы думают также о будущем спектакля: как рассказал на пресс-конференции помощник директора по балетной труппе Николай Алексеев, в данный момент идет работа над тем, чтобы в январе дать еще два дополнительных спектакля во время детских каникул. Но этого все равно будет недостаточно, поэтому коллектив будет стараться вносить этот балет в свой репертуар в будущем.
«Щелкунчик» — балет сложный. На актеров возлагается большая нагрузка, поэтому работают два с половиной актерских состава. При этом шесть актрис, играющих фей, незаменимы и будут танцевать каждый спектакль.
Театр развивается, в его истории проходит множество эпох. Совсем недавно завершилась одна из них — выпущен сложнейший спектакль «Ромео и Джульетта», который четыре раза номинировался на «Золотую Маску». Но, по словам Николая Алексеева, искусство в целом и театральное в частности развивается, несколько опережая время. Даже работая над «Ромео и Джульеттой», создатели уже думали о другом материале. Новая постановка не менее сложна. Ведь повторить балет по сценарию столетней давности по идее не сложно, но, с другой стороны, этот спектакль был поставлен в императорском театре на большой сцене, и это уже в то время стоило огромных денег. Теперь затраты еще больше. Причем оправдаются они или нет, и будет ли оправдан риск, на который идут создатели, никто сказать не может. Как выразился Алексеев, это само по себе похоже на сказку, и если все получится, то это будет волшебство.
Над костюмами, дизайн которых также повторяет костюмы постановки 1892 года, трудятся мастера двух театров — карельского музыкального и питерской Мариинки. У костюмеров Мариинского театра есть свои тайны, уникальные технологии для создания костюмов. И это неоценимая помощь карельским коллегам по костюмерному цеху. Декорации расписываются карельскими художниками под руководством питерского мастера Андрея Войтенко, который создавал также декорации к «Щелкунчику» в постановке Михаила Шемякина 2000 года. К слову, в шемякинской версии хореографом выступал тоже Кирилл Симонов.
Необычными будут и маски. Вместо стилизованных элементов, имитирующих образы животных, зрители увидят полноценные мышиные «головы» на актерах, играющих серое войско, как в оригинальной постановке 1892 года. Изготовил их питерский мастер Андрей Севбо, который тоже работал в команде Шемякина. Но по сравнению со «Щелкунчиком» 2000 года технология изготовления ушла далеко вперед, не говоря уже о масках XIX века. Эти маски выполнены из специальных материалов и представляют собой легкую сетку, в которой нет необходимости даже делать прорези для глаз — актер все отлично видит, свободно дышит. Маска совершенно не мешает танцу. А ведь актерам предстоит танцевать очень сложную хореографию. У «мышей» серьезная физическая нагрузка — актеры имитируют поведение настоящих зверьков. Причем, присев на корточки, они будут не просто ходить по сцене, а бегать, изображать фигуры танца, контактируя с другими персонажами. Раньше такие маски использовались только в Москве, и теперь — в Карелии.
Еще одно «впервые» — все детские роли отданы детям. В спектакле принимают участие воспитанники детской балетной студии Музыкального театра. И это также восстанавливает традиции русского балета — ведь при имперском театре всегда существовали школы, где готовили юную смену балерин и танцовщиков.
Танцев в этом спектакле вообще будет гораздо больше, чем в 1892 году. Ведь балет того времени был совершенно другой, и больше внимания уделялось пантомиме. Сегодняшние танцы стилизованы под XIX век. Когда Кирилл Симонов просматривал репетицию, он сказал, что происходящее на сцене очень напоминает «Щелкунчика» в постановке 60-х годов американского балетмейстера Джорджа Баланчина. И это можно назвать серьезным комплиментом самому себе, поскольку Баланчин видел оригинальную постановку 1892 года, и в своей интерпретации опирался именно на нее, пытаясь восстановить жемчужину русского балета для зарубежной публики. Сегодня Симонов пошел по тому же пути реконструкции.
Конечно, современному зрителю уже невозможно сравнивать оригинал с современными постановками. Однако дух имперского театра почувствовать сможет.