Страсти по опере
Фестиваль «ОпераVita» проходил в Музыкальном театре Карелии и на дружественных театру площадках. В его программе была премьера оперы Генри Пёрселла «Дидона и Эней» в концертном исполнении и лекция музыковеда Владимира Дудина об особенностях барочной музыки и традициях британской оперы XVII века. Была большая премьера опера Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В Музее изобразительных искусств прошла лекция-концерт «Страсти по Караваджо» — совместный проект Музыкального театра РК и Государственного Эрмитажа. Режиссером действия выступила Анна Осипенко. В Гала-концерте приняли участие начинающие и маститые оперные звезды.
Все свершилось, оставив нас со своими переживаниями восторгов и разочарований, радости и зрительского томления.
«Дидона и Эней»
Об особенностях барочной английской оперы «Дидона и Эней» публике рассказал музыковед Владимир Дудин. Оказалось, что эту оперу редко ставят в российских театрах. Что мы вообще мало знаем английских опер, в частности, благодаря (на самом деле — нет) политике Оливера Кромвеля, считающего, что музыка отвлекает от Бога. Что возникновение «Дидоны и Энея» — дело случая. И что Пёрселл — настоящий гений.
— Пять лет назад «Дидона и Эней» была поставлена в Большом театре зарубежной командой. Другие театры почему-то берегут себя от такой дивной красоты музыки, абсолютного барочного шедевра, — считает Владимир Дудин.
По словам лектора, опера дошла до нас не в первоначальном, а в собранном виде, и то, что мы имеем сегодня, это то, что сложили другие — от английского общества любителей старинной музыки до композитора Бенджамина Бриттена уже в ХХ веке.
Опера устроена поразительно просто (ее сочиняли для исполнения воспитанницами одного британского института благородных девиц) и очень выразительно.
— Опера длится около часа. Это — короткий миг, в течение которого композитор XVII века распахивает дверь в век ХХ. За этот час происходит много событий, предельно важных и значительных. И Дидона — царица Карфагена, и Эней — герой Троянской войны, сын Венеры и предок основателей Рима, — фигуры значительные. Между тем, вся эта героическая история остается за рамками оперы. В опере есть только тот момент, когда Эней оказывается в Карфагене, встречается с Дидоной и они тут же расстаются. Это — один миг. И если барокко у нас ассоциируется с пышностью и велеречивостью, то здесь — все предельно лаконично, — рассказывает Владимир Дудин.
Поскольку лекция проходила перед самой премьерой спектакля «Дидона и Эней» мы могли обратить внимание на то, как звучит слово в музыке Пёрселла, как устроен знаменитый плач Дидоны (повторяющаяся вступительная басовая композиция ведет вниз, а сама мелодия стремится наверх). «Контраст, который не всякое сердце выдержит», замечает музыковед.
На лекции Владимира Дудина. Фото: «Республика» / Михаил Никитин
Дидона — Дарья Батова. Фото: «Республика» / Михаил Никитин
Эней — Максим Аксенов. Фото: «Республика» / Михаил Никитин
На сцене Музыкального театра Карелии опера «Дидона и Эней» была представлена в виде эскиза спектакля. Спектакль вышел очень изящным. Трагическими, взволнованными и очень красивыми были солистки театра, исполнившие партии Дидоны (Дарья Батова и Евгения Гудкова), Белинды (Александра Королева и Анна Луканова) и Второй Дамы (Наталья Ландовская). Ведьмы (англичане не могут без этого) были эффектными и коварными. Их партии в разных составах исполняют Мария Белокурская, Елена Полиенко, Маргарита Чемдуж, Ирина Лупина, Виктория Федорова, Александра Королева. Энея пели Максим Аксенов и Юрий Богданов.
Ведьмы из оперы «Дидона и Эней». Солистки Маргарита Чемдуж и Александра Королева. Фото: «Республика» / Михаил Никитин
Ведьмы из оперы «Дидона и Эней». Солистки Маргарита Чемдуж и Александра Королева. Фото: «Республика» / Михаил Никитин
Колдунья (Мария Белокурская) из оперы «Дидона и Эней». Фото: «Республика» / Михаил Никитин
Жесты и пластику, которые предложил артистам режиссер Юрий Муравицкий, хорошо вписались в форму домашнего спектакля, каким, вероятно, могло быть это произведение на премьере в женской школе в 1688 году.
«Лючия ди Ламмермур»
Предпремьерное общение с режиссером Юрием Муравицким подготовило нас к тому, что на сцене будет условный театр, в котором солисты не будут притворяться персонажами, а будут просто рассказывать эту кровавую историю любви, сумасшествия и смерти публике.
Мизансцены, продуманные режиссером в опере Доницетти «Лючия ди Ламмермур», больше всего располагали к статике. О любви и других сильных чувствах герои пели, как раньше, обращаясь в зал, а не друг к другу. Жестикуляция артистов во время исполнения арий и дуэтов, от которой современный оперный театр часто избавляется, здесь была введена как прием, важный для режиссерской концепции. Возможно, режиссерская идея в этот раз придавила действие, и приемы, которые должны были сработать, например, на контрасте, здесь выглядели немного архаично.
Само действие проходило в красивом готическом антураже, созданном художником Петром Окуневым. Мотивом для впечатляющих декораций, возможно, послужили работы Каспара Давида Фридриха (сейчас выставка произведений этого художника открыта в Эрмитаже).
В опере «Лючия ди Ламмермур» заявлено три состава исполнителей. Мы уверены, что каждый из составов по-своему создает атмосферу спектакля и влияет на нюансы звучания оперы. Иметь в репертуаре такое произведение — большая удача для публики.
«Страсти по Караваджо»
Музыкальный театр не в первый раз приглашает публику на концерт в Музей изобразительных искусств. Русский зал в музее, действительно, помогает создать камерную и торжественную атмосферу.
«Страсти по Караваджо» стали совместным проектом Государственного Эрмитажа и Музыкального театра Карелии. Идея режиссера Анны Осипенко заключалась в том, чтобы соединить сильную историю жизни и творчества Микеланджело Меризи да Караваджо с темами из произведений Баха, Вивальди, Генделя, Перголези, музыки, созданной, в основном, для богослужений, а сейчас являющейся собранием шедевров общей мировой музыкальной культуры.
Слово «страсти» здесь подтверждает свою многозначность. Караваджо, который, по воспоминаниям современников, имел неуживчивый характер и буйный нрав, нередко попадал в истории из-за невозможности сдерживать свои страсти. Он же писал свои работы, в том числе, на евангельские сюжеты, изображая страдания героев: Иисуса, Матфея. О работах Караваджо из капеллы Контарелли в Риме публике рассказала искусствовед Алена Петровская.
«Страсти по Караваджо». Искусствовед Алена Петровская. Фото: «Республика» / Михаил Никитин
«Страсти по Караваджо». Дирижер Владимир Кулагин. Фото: «Республика» / Михаил Никитин
Музыкальная составляющая программы продолжила и углубила тему. Несколько частей «Страстей по Матфею» Баха исполнили солисты Музыкального театра Мария Белокурская, Александр Ватолкин, Чингиз Кадыров и Евгений Урсул. А дуэт Марии и Иисуса перед распятием в «Страстях по Брокесу» исполнили Эльвина Муллина и Евгений Урсул. Самый известный католический гимн Stabat Mater прозвучал в исполнении Эльвины Муллиной и Маргариты Чемдуж. Дуэт Et misericordia из произведения Баха «Магнификат» спели Мария Белокурская и Чингиз Кадыров. Арию из «Мессы си минор» Баха исполнила Маргарита Чемдуж.
«Страсти по Караваджо». Солист Музыкального театра Карелии Чингиз Кадыров. Фото: «Республика» / Михаил Никитин
«Страсти по Караваджо». Солистка Музыкального театра Карелии Эльвина Муллина. Фото: «Республика» / Михаил Никитин
«Страсти по Караваджо». Солистка Музыкального театра Карелии Маргарита Чемдуж. Фото: «Республика» / Михаил Никитин
«Страсти по Караваджо». Солист Музыкального театра Карелии Евгений Урсул. Фото: «Республика» / Михаил Никитин
Представление творчества Караваджо было создано Аленой Петровской в академической форме подачи материала. Сначала казалось, что такой строгий формат лекции не слишком подходит для концерта, но грамотный отбор информации и сами обстоятельства жизни художника не могли не произвести впечатления на публику.
Сергей Лейферкус
В Гала-концерте звезд оперы приняли участие знаменитый баритон Сергей Лейферкус, лауреат международных конкурсов Зинаида Царенко и Дмитрий Демидчик, солист Мариинского театра. Перед этим Сергей Лейферкус (солисту 78 лет, но он находится в прекрасной форме) провел мастер-классы с солистами в Музыкальном театре, а также встретился со студентами консерватории.
Вечер провел музыковед Владимир Дудин. «Республика» тоже побывала на этой встрече. Вот несколько фрагментов из этой беседы.
«Любой театр — это фабрика. Им не важно, сколько лет вы пропоете на сцене и как будете развиваться, театру важен результат сегодня. И вот тут нужен свой человек, который может вас направлять. У меня таким человеком стал импресарио Роберт Слотовер. Когда я былсолистом королевского театра Ковент-Гарден, он часто звонил и говорил: «Знаешь, пришла заявка на тебя для такой-то партии, но я считаю, что тебе это рано». И находил для меня другое. И это дало мне возможность развиваться органично».
«Когда я был на третьем курсе консерватории, меня приняли в Театр музыкальной комедии. Я хотел перевестись на заочное отделение, но ректор предложил совмещать. Такая лафа мне открылась: в консерватории я говорил, что в театре, в театре — что в консерватории, а сам шел с моей будущей женой в кино. В этом театре я проработал два сезона. Потом меня пригласили стать солистом в Малом оперном театре. И там мне пришлось доказывать, что я — не опереточный герой».
«Как я познакомился с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем? Через Дмитрия Борисовича Кабалевского, с которым я много работал. Однажды Дмитрий Борисович говорит: «Сегодня на концерте будет Дмитрий Дмитриевич, а потом мы идем с ним в ресторан ужинать». Тогда я уже начал учить сольную партию в его Симфонии № 13 («Бабий Яр»). Я набрался наглости и спросил: «Как думаете, я могу ее спеть, просолировать?». А он: «Я вас благословляю». И у меня выросли крылья. Важно, с кем вы общаетесь, кто вас поддерживает».
«Перед тем, как я стал петь в «Ковент-Гарден», я много пел в Manchester Opera House, Leeds Grand Theatre, в Королевской опере Шотландии. В 1987 году в первый раз меня пригласили на партию ди Луна в «Трубадуре». Это была моя первая встреча с Пласидо Доминго, он пел Манрико, а Агнес Бальтса была Азученой. Я перевелся в Кировском театре на договор и стал солистом «Ковент — Гарден». Но одновременно были и другие театры. Чаще оперных певцов, наверное, летают только стюардессы. В один год мы совершили 120 перелетов. Был случай, когда я за неделю спел пять спектаклей: три в Великобритании и два в Америке, в «Метрополитен-опера». Это трудно. Певец должен быть здоровым человеком. И стойким: такая жизнь может привести к загулам, потому что надо как-то расслабляться».
«Пласидо мне сказал: «С момента подписания контракта ты становишься рабом постановочной бригады и дирекции театра. Нужно выполнять все, что они требуют». Я позволил себе посвоевольничать только один раз. Это было на «Отелло» в Лионе. Спектакль ставил молодой режиссер. Отелло там появлялся с синим лицом. На сцене тек ручей. После убийства Дездемоны, Отелло опускался на колени и смывал с себя эту краску, а сзади из люка появлялся Яго, которого пел я, с синим лицом и ушами. Я тогда сказал режиссеру: «Ты мне должен объяснить, что это значит». Он не смог, и я не стал краситься. В этом спектакле у нас была огромная стена трехэтажного дома. В арии Credo, мне нужно было за один такт спуститься с третьего этажа на первый и продолжать петь. Я сказал режиссеру: «Поставишь «Магнум»?» — «Поставлю!» — «Хорошо, сделаю». Я сделал, и после премьеры у меня на столе стояло шампанское».
В «Опере Бастий» я пел в «Пиковой даме» в постановке Андрона Кончаловского. Не самая успешная была постановка. Дирижером там был Мен вун Чанг. Я пою балладу Томского на генеральном прогоне, он останавливает репетицию и говорит: «Ты неправильно дышишь». А я по инерции спел так, как нас учил Темирканов. И мне пришлось повторять балладу заново. Такое бывает редко. Важно понять задачу режиссера и дирижера и выполнить наилучшим образом».
Фестиваль молодых звезд оперы «ОпераVita» прошел в Петрозаводске в шестой раз. Надеемся, что традиция знакомства публики с новыми именами и названиями мирового оперного искусства будет продолжаться и развиваться.