«Фиалка Монмартра» — знаковый спектакль для Музыкального театра РК. Оперетта Кальмана была поставлена здесь в 1955 году, в самом первом сезоне только что построенного театра. Драматическая история с непременным счастливым концом, музыка, обещающая праздник — всё это соответствовало атмосфере того времени.
Сейчас возможность путешествия в новый яркий мир ценится еще больше. Режиссер Анна Осипенко, художники Анвар Гумаров (постановщик), Татьяна Ногинова (по костюмам), Тарас Михалевский (по свету) создали эффектную карнавальную историю, которая погружает нас в мир, где проблемы решаются легко, а молодость, талант и удача побеждают рутину повседневности, делают смешными интриги и устраняют проблемы. В огнях, воздушных шарах, блесках, нарядах, шутках, гэгах иногда и сам конфликт, связанный с историей о неразделенной любви, кажется неочевидным.
Сцена Музыкального театра Карелии кажется неправдоподобно большой. Мобильные, не громоздкие конструкции превращают ее то в мансарду, где живут художник Рауль (Константин Безродный) и его подруга Нинон (Наталья Ландовская), композитор Флоримон (Павел Назаров) и драматург Анри (Роман Вокуев, Театр Музыкальной комедии в Санкт-Петербурге), то в Монмартр, который «веселится и ликует», то в театр «Одеон». Постановщики обозначают время действия коллажами из актуального искусства, недавно появившимися в Париже неоновыми вывесками. Скорее всего, речь идет о послевоенном времени конца 10-х годов ХХ века.
Из аннотации к спектаклю
«Художников, поэтов, музыкантов того времени манил дух свободного творчества, возможность самовыражения. Они обосновывались в артистических районах, вдохновлялись атмосферой кафе-шантанов и бурной энергией молодости, любви, свободы. Непохожие друг на друга, независимые и смелые, творцы спорили, воодушевляясь творчеством друг друга. Благодаря этому рождались новые направления, новые языки искусства. Именно тогда стало популярным определение «богема» — сообщество свободных артистов и художников, живущих и творящих не по правилам».
Характер музыки Кальмана, не сентиментальной, но лирической и «с шиком» (дирижер — Андрей Алексеев) задает настроение, соответствующее происходящему. Усиливает впечатление размах общих сцен, в которых участвуют не только артисты хора, но и артисты балета, воспитанники детской балетной студии театра (руководитель — Наталья Гальцина), участники Федерации трикинга Карелии (редкий спектакль Анны Осипенко обходится без их цирковых номеров). Балетмейстером-постановщиком спектакля стал Владимир Романовский (Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург).
Режиссер Анна Осипенко использовала в постановке не классическое либретто «Фиалки Монмартра» Юлиуса Браммера и Альфреда Грюнвальда, а либретто Кирилла Шмакова. Здесь нет некоторых боковых сюжетных линий, но добавлены сцены, подчеркивающие игровой характер произведения.
В новой «Фиалке Монмартра» заняты в разных составах едва ли не все солисты оперной труппы. Жанр оперетты, требующий легкости, пластичности, мастерства драматического актера, куража для многих артистов стал вызовом. Для той публики, которая привыкла любить солистов в опере, отдельным удовольствием было наблюдать за ними в комедийных, буфонных, сценах.
В нашем составе пели также Анна Луканова (Виолетта), Джон Памфри (Фраскатти, которому очень шел иностранный акцент), Александр Ватолкин (Пискачек), Вячеслав Терентьев (Париджи), Александр Стрелков (Морис). В роли директора театра «Одеон» выступил артист Театра кукол Карелии Олег Романов, хорошо владеющий разными способами существования на сцене. В спектакле три состава, и каждый раз мы можем увидеть эту историю немного по-разному. Спасибо!
