Спорно. Но интересно
28 февраля, в Международный день эпоса «Калевала», в Музыкальном театре состоялась премьера опер карельских композиторов.
Новая экспериментальная и синтетическая постановка, в которой соединились народные традиции и симфоническая музыка, хореография и медиаинсталляция, была с большим интересом принята зрителями.
Новая экспериментальная и синтетическая постановка, в которой соединились народные традиции и симфоническая музыка, хореография и медиаинсталляция, была с большим интересом принята зрителями.
28 февраля, в Международный день эпоса «Калевала», в Музыкальном театре состоялась премьера опер карельских композиторов.
Новая экспериментальная и синтетическая постановка, в которой соединились народные традиции и симфоническая музыка, хореография и медиаинсталляция, была с большим интересом принята зрителями.
– Это очень важное событие в театральной жизни Карелии, – говорили после премьеры опер «Три брата» Р. Пергамента и «Тростниковая свирель» Б. Напреева зрители, среди которых были композиторы, музыковеды, артисты, журналисты, учителя, министр культуры и просто любители музыкального искусства. Зал долго аплодировал, не отпускал со сцены исполнителей и создателей произведений.
Постановка опер карельских композиторов к Международному дню эпоса «Калевала» состоялась в Музыкальном театре при поддержке Министерства культуры Карелии. Не секрет, что большинству современных произведений трудно проложить себе путь на сцену. «Три брата» Рувима Пергамента ждали своего воплощения более шестидесяти лет. «Тростниковая свирель» Бориса Напреева неоднократно была представлена в концертном исполнении в Финляндии, но в театрах России впервые. После спектакля композитор признался, что очень рад случившемуся, его поразила оригинальная концепция постановки, порадовали звучание оркестра и проникновение в материал исполнителей.
Режиссер Владислав Капп, дирижер Сергей Иньков и художник Сергей Терентьев удивили публику современным прочтением музыкального материала, соединив фольклорные традиции и симфоническую музыку, хореографию и медиаинсталляцию. Традиционные декорации в театре впервые заменили видеопроекцией. Неожиданно. Спорно. Но интересно. У публики это вызвало противоречивые чувства, как и все непривычное. В проекте приняли участие солисты-вокалисты, балет и оркестр Музыкального театра. Самые громкие аплодисменты достались Евгении Гудковой, исполнительнице роли народной сказительницы Ларин Параске. Она целый час удерживала внимание зрителей актерской игрой и страстным вокалом. История трех братьев-богатырей (исполнители – Павел Назаров, Александр Ватолкин, Михаил Дядиченко) и их пленницы Катерины (Анастасия Аверина) оказалась по-настоящему драматичной.
Вячеслав Кошелев, композитор:
– Постановка двух опер карельских композиторов, несомненно, большое событие в культурной жизни Карелии. Музыкальный театр в 50-е годы начинал с постановок балета Гельмера Синисало «Сампо» и оперы Рувима Пергамента «Кумоха». Балет Г. Синисало стал классикой карельской музыки, театрального жанра. Но со времени предыдущих постановок произведений карельских авторов прошло немало лет. И вот свершилось!
Состоявшаяся премьера опер «Три брата» Рувима Пергамента и «Тростниковая свирель» Бориса Напреева, приуроченная к Международному дню «Калевалы», радует не только самим фактом рождения, но и необычностью постановки, сценического решения. Эта оригинальность, конечно, вызвана драматургическим своеобразием сюжета и музыки в обоих произведениях. Связанные «калевальской» темой, эпичностью, обе оперы разные: «Три брата» с внешним драматическим конфликтом и «Тростниковая свирель» – моноопера с погружением в личные жизненные переживания героини.
Отсюда и разные решения, как оркестровые, так и сценические. Хотя в последнем в чем-то единые (основу сценографического решения составила медиаинсталляция. – Прим. ред.), но это работает на создание целостности всего театрального вечера. Общее впечатление очень хорошее. Меня огорчили окончания обеих частей – закрытие занавеса начиналось несколько раньше финальных аккордов музыки, что приводило к преждевременным аплодисментам зала. Окончание музыки тонуло в рукоплескании.
«Три брата» Р. Пергамента – забытая опера, появившаяся в несчастливое время конца 1940-х годов. Нет внятных свидетельств о ее исполнительской судьбе. В начале 1980-х музыковеды О. Бочкарева и Н. Гродницкая предложили мне создать оркестровку по сохранившемуся клавиру, что я и сделал в 1984 году.
Опера была впервые исполнена в этом оркестровом наряде в концертном исполнении в мае 1985 года силами студентов тогда еще Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории. Это был государственный экзамен по оперному классу у вокалистов. Тогда же была сделана и запись на Карельском радио. Для нынешней постановки в Музыкальном театре мною была сделана новая оркестровая редакция.
Анастасия Сало, композитор, педагог:
– Это, безусловно, событие в культурной жизни нашей республики. И то, что обе оперы были показаны в День «Калевалы», двойной праздник. Сказать, что впечатлений много, – не сказать ничего. Чтобы прочувствовать всю силу и внутреннюю энергию авторской музыки, а главное – пропустить ее через каждую клеточку своих души и тела, конечно, нужно было быть в зале. Казалось бы, две оперы двух композиторов разных поколений, но пропитаны они общей любовью к народным традициям и удивительным образом сочетались на сцене в один день.
Безусловно, полюбят ли зрители постановку или закидают ее жесткой критикой, напрямую зависит в большей степени даже не от музыки, а от исполнителей. И тут абсолютно положительное впечатление от солистки Евгении Гудковой, исполнившей главную партию героини Ларин Параске в опере «Тростниковая свирель» Бориса Напреева.
Опера «Три брата» Рувима Пергамента ждала своего выхода в свет более шестидесяти лет. Сложно сказать, как бы она могла выглядеть, будь она поставлена в год написания, в 1949-м, или чуть позже. Но современное прочтение, хореография, медиаинсталляция добавили новых красок XXI века. В этом смысле было бы интересно сравнить с прошлым, будь оно. Поэтому очень важно именно с точки зрения осмысления и переосмысления, чтобы произведения находили первые отклики у зрителей своей эпохи.
Обобщая впечатления от обеих постановок, скажу: когда от музыки, от вибрации голосов солистов, от искр сражений на мечах, от сочетаний красок появляются мурашки – однозначно браво!
Новая экспериментальная и синтетическая постановка, в которой соединились народные традиции и симфоническая музыка, хореография и медиаинсталляция, была с большим интересом принята зрителями.
– Это очень важное событие в театральной жизни Карелии, – говорили после премьеры опер «Три брата» Р. Пергамента и «Тростниковая свирель» Б. Напреева зрители, среди которых были композиторы, музыковеды, артисты, журналисты, учителя, министр культуры и просто любители музыкального искусства. Зал долго аплодировал, не отпускал со сцены исполнителей и создателей произведений.
Постановка опер карельских композиторов к Международному дню эпоса «Калевала» состоялась в Музыкальном театре при поддержке Министерства культуры Карелии. Не секрет, что большинству современных произведений трудно проложить себе путь на сцену. «Три брата» Рувима Пергамента ждали своего воплощения более шестидесяти лет. «Тростниковая свирель» Бориса Напреева неоднократно была представлена в концертном исполнении в Финляндии, но в театрах России впервые. После спектакля композитор признался, что очень рад случившемуся, его поразила оригинальная концепция постановки, порадовали звучание оркестра и проникновение в материал исполнителей.
Режиссер Владислав Капп, дирижер Сергей Иньков и художник Сергей Терентьев удивили публику современным прочтением музыкального материала, соединив фольклорные традиции и симфоническую музыку, хореографию и медиаинсталляцию. Традиционные декорации в театре впервые заменили видеопроекцией. Неожиданно. Спорно. Но интересно. У публики это вызвало противоречивые чувства, как и все непривычное. В проекте приняли участие солисты-вокалисты, балет и оркестр Музыкального театра. Самые громкие аплодисменты достались Евгении Гудковой, исполнительнице роли народной сказительницы Ларин Параске. Она целый час удерживала внимание зрителей актерской игрой и страстным вокалом. История трех братьев-богатырей (исполнители – Павел Назаров, Александр Ватолкин, Михаил Дядиченко) и их пленницы Катерины (Анастасия Аверина) оказалась по-настоящему драматичной.
Вячеслав Кошелев, композитор:
– Постановка двух опер карельских композиторов, несомненно, большое событие в культурной жизни Карелии. Музыкальный театр в 50-е годы начинал с постановок балета Гельмера Синисало «Сампо» и оперы Рувима Пергамента «Кумоха». Балет Г. Синисало стал классикой карельской музыки, театрального жанра. Но со времени предыдущих постановок произведений карельских авторов прошло немало лет. И вот свершилось!
Состоявшаяся премьера опер «Три брата» Рувима Пергамента и «Тростниковая свирель» Бориса Напреева, приуроченная к Международному дню «Калевалы», радует не только самим фактом рождения, но и необычностью постановки, сценического решения. Эта оригинальность, конечно, вызвана драматургическим своеобразием сюжета и музыки в обоих произведениях. Связанные «калевальской» темой, эпичностью, обе оперы разные: «Три брата» с внешним драматическим конфликтом и «Тростниковая свирель» – моноопера с погружением в личные жизненные переживания героини.
Отсюда и разные решения, как оркестровые, так и сценические. Хотя в последнем в чем-то единые (основу сценографического решения составила медиаинсталляция. – Прим. ред.), но это работает на создание целостности всего театрального вечера. Общее впечатление очень хорошее. Меня огорчили окончания обеих частей – закрытие занавеса начиналось несколько раньше финальных аккордов музыки, что приводило к преждевременным аплодисментам зала. Окончание музыки тонуло в рукоплескании.
«Три брата» Р. Пергамента – забытая опера, появившаяся в несчастливое время конца 1940-х годов. Нет внятных свидетельств о ее исполнительской судьбе. В начале 1980-х музыковеды О. Бочкарева и Н. Гродницкая предложили мне создать оркестровку по сохранившемуся клавиру, что я и сделал в 1984 году.
Опера была впервые исполнена в этом оркестровом наряде в концертном исполнении в мае 1985 года силами студентов тогда еще Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории. Это был государственный экзамен по оперному классу у вокалистов. Тогда же была сделана и запись на Карельском радио. Для нынешней постановки в Музыкальном театре мною была сделана новая оркестровая редакция.
Анастасия Сало, композитор, педагог:
– Это, безусловно, событие в культурной жизни нашей республики. И то, что обе оперы были показаны в День «Калевалы», двойной праздник. Сказать, что впечатлений много, – не сказать ничего. Чтобы прочувствовать всю силу и внутреннюю энергию авторской музыки, а главное – пропустить ее через каждую клеточку своих души и тела, конечно, нужно было быть в зале. Казалось бы, две оперы двух композиторов разных поколений, но пропитаны они общей любовью к народным традициям и удивительным образом сочетались на сцене в один день.
Безусловно, полюбят ли зрители постановку или закидают ее жесткой критикой, напрямую зависит в большей степени даже не от музыки, а от исполнителей. И тут абсолютно положительное впечатление от солистки Евгении Гудковой, исполнившей главную партию героини Ларин Параске в опере «Тростниковая свирель» Бориса Напреева.
Опера «Три брата» Рувима Пергамента ждала своего выхода в свет более шестидесяти лет. Сложно сказать, как бы она могла выглядеть, будь она поставлена в год написания, в 1949-м, или чуть позже. Но современное прочтение, хореография, медиаинсталляция добавили новых красок XXI века. В этом смысле было бы интересно сравнить с прошлым, будь оно. Поэтому очень важно именно с точки зрения осмысления и переосмысления, чтобы произведения находили первые отклики у зрителей своей эпохи.
Обобщая впечатления от обеих постановок, скажу: когда от музыки, от вибрации голосов солистов, от искр сражений на мечах, от сочетаний красок появляются мурашки – однозначно браво!