"Я болен. Я влюблен."

В Музыкальном театре 2 и 3 июня прошла премьера оперы Чайковского «Пиковая дама». Такой масштабной постановки в Карелии давно не было. Режиссер Юрий Александров вместе с художником Вячеславом Окуневым и художником по свету Ириной Вторниковой создали фантастическое по красоте пространство, в котором разыгрывается драма Германа, поставившего на карту всё – любовь, честь и все свое состояние...

"Я болен. Я влюблен"

0110-620x413.jpg

 Опера "Пиковая дама" в Музыкальном театре Карелии. Фото: Виталий Голубев

В Музыкальном театре 2 и 3 июня прошла премьера оперы Чайковского «Пиковая дама». Такой масштабной постановки в Карелии давно не было. Режиссер Юрий Александров вместе с художником Вячеславом Окуневым и художником по свету Ириной Вторниковой создали фантастическое по красоте пространство, в котором разыгрывается драма Германа, поставившего на карту всё – любовь, честь и все свое состояние- 40 тысяч рублей.

— Спектакль идет три с половиной часа, но действие развивается стремительно, картины меняются часто, а артисты настолько внутренне наполнены, что публика не скучает. Да и потом, какая звучит музыка!

По словам специалистов, оперную версию «Пиковой дамы» не так часто ставят в театрах, поскольку для этого, помимо решимости постановщиков, необходим определенный состав голосов: три меццо-сопрано, два баритона, драматический баритон, два тенора, два баса… Говорят, что не во всякой труппе можно найти все это в совокупности. На первой премьере  партию Германа исполнил наш артист Павел Полянинов, а на второй — приглашенный  из «Санктъ-Петербург опера» Виктор Алешков. Второй Герман держал все действие спектакля, поражая зал страстностью исполнения. На фоне беды, которая с ним происходила, на второй план ушли даже переживания Лизы (в нашем случае ее роль исполняла Ольга Маслова).

Признаться, до сих пор Герман представлялся мне худым романтическим юнцом, здесь же он – заслуженный офицер. Черный, пугающий и несчастный то ли по Пушкину, то ли по Достоевскому. Нет здесь легкости и романтики, которую, очевидно, искал в образе Чайковский. Постановщики так скурпулезно подошли к музыкальному тексту оперы, что оставили его практически без купюр. Между тем, влияние Пушкина тоже ощутимо: Герман здесь, действительно, вышел человеком с чертами и Наполеона, и Мефистофеля. От первого, возможно, — профиль и треугольная шляпа, от второго – глубины души и неизменно черный костюм. Наряд Германа оживляет в начале и финале действия только зеленое полотно – символ сукна стола для игроков.

Наш Герман прекрасно вписывается в атмосферу Петербурга, которую так здорово создал на сцене художник, но является абсолютным контрастом к роскошным другим героям – нарядным и элегантным.

Вообще обилие роскоши в спектакле поражает. Не знаю, какие фабрики и пароходы пришлось продать театру, чтобы сделать антураж оперы не уступающим мировым театрам. В любом случае, оно, как мне кажется, того стоило.

Несколько сцен спектакля прочно врезаются в память: мертвая графиня без парика – марионетка в руках Германа (Жанна Запольская), князь Елецкий, жених Лизы (Кирилл Чурсин), разбрасывающий белые хризантемы, которые потом вернутся красными цветами без стеблей в руках Германа, роскошная пастораль в начале второго действия, где партию Прилепы исполняла Эльвина Муллина.

Возможно, большего ждешь от финала постановки. Ты уже внутренне готов к некому взрыву, который будет сопровождать финальное «Туз-нет-дама!», но напряжение этой сцены не вырастает. Возможно, так режиссер и задумывал, чтобы избежать мелодраматической истерии. И еще не вполне понятна сцена, тоже в финале, с проступающими сквозь зеленое сукно очертаниями тела утопившейся Лизы. То есть, образ понятен, но кажется здесь излишним.

Попробую сохранить впечатление до следующего сезона. Возможно, масштаб и роскошь постановки уже не произведут первоначального ошеломляющего эффекта и получится лучше разглядеть детали.

Информационное агентство "Республика", Анна Гриневич