"Золушка". Мы его теряем.
Говорят, Кирилл Симонов каждый сезон порывался уйти. Талантливый человек. Все объяснимо. Но тут, говорят, поставит «Золушку» и уйдет на самом деле. И вот в Петрозаводске премьера. Музыкальный театр с «Золушкой» в тоталитарном режиме. Так неужели мавр сделал свое дело, мавр может уходить?
«Золушка». Мы его теряем
Интернет-журнал «Республика»
Говорят, Кирилл Симонов каждый сезон порывался уйти. Талантливый человек. Все объяснимо. Но тут, говорят, поставит «Золушку» и уйдет на самом деле. И вот в Петрозаводске премьера. Музыкальный театр с «Золушкой» в тоталитарном режиме. Так неужели мавр сделал свое дело, мавр может уходить?
А мавр действительно сделал крупное дело: полностью переапгрейдил карельский балет. Из захудалого деревенского кордебалета вывел его на уровень столичной балетной труппы, начинил репертуаром – и бежать? Это обидно. Потому что только-только мы преодолели это пренебрежение к «карельскому балету», стали гордиться им, стали следить за новостями, пересылать друг другу видеоролики с сольными номерами солистов, как вдруг – уходит Симонов.
Грешна, на премьере «Золушки», на финальном поклоне, когда все артисты стали отдавать свои букеты Симонову, у меня покатилась невольная слеза. Ему, как памятнику, цветы стали возлагать к ногам. И я артистов понимаю. За 8 лет службы (из них четыре года – художественным руководителем и ноговодителем) он поставил много хороших спектаклей. Да почти все они попадали в десяточку. Новаторские, нескучные, яркие, умные балеты Симонова — это не просто тряска ног и переборы балетных позиций. Это всегда личные истории, которые интересно смотреть до конца, потому что они завораживают и интригуют до самой кульминации. Поистине думающий ногами и заставляющий другие ноги думать, он изменил нижние чакры карельского Музыкального, за что ему гранд-плие.
Конечно, если человек хочет уйти, его трудно удержать. Симонов, увешанный «Золотыми масками», «Арлекинами» и прочими хоругвями, может прижиться в любом театре страны. Ведь главную миссию Кирилл Алексеевич на своей исторической родине выполнил. Наш балет поставлен на ноги и может жить без того, кто вскормил его своей хореографической грудью и выпустил в большой мир. Но, может, еще поуговаривать? Мавр славно поработал.
А теперь о «Золушке». Даже слов-то таких с ходу не подберешь, чтобы описать, насколько это высококлассный балет.
Перенос эпох из сказочного не-пойми-когда в тоталитарное еще-вчера не испортил известной истории.
Спектакль насыщен, но не перенасыщен метафорами, чего стоят только часы, бьющие двенадцать и объявляющие первый день войны.
А Золушка в форме летчицы, а мачеха в должности директора гостиницы «Интурист»!.. Кстати, роль мачехи здорово отыграна и сплясана Игорем Пашко. После его сольных выходов, да и просто появлений на сцене зал вставал на дыбы от смеха и восторга.
Тоталитарная трагедия с элементами фарса и комедии плюс хорошие костюмы. Это идеология, это решение, придуманные обстоятельства, в которых гармонично живут герои.
Но я молчу о самом танце. Ведь не забудем – это балет. А он еще танцует. И как танцует! Будто до Симонова у балетных были просто ноги как средство передвижения.
Золушка – Алевтина Мухортикова
А он научил этими ногами делать такие чудеса, что они будто добавили в функциональные обязанности ног еще десятки других технических наворотов. Ноги 3D, ноги 3G, ноги-андроиды.
На основе классического балета сквозь симоновские выпляски проступает актуальный контемпорари-дэнс, странный, неуловимый, тяжелый в сравнении с белыми лебедями русской классики, но такой своевременный и понятный всем возрастам зрителей, всем слоям населения.
Эх, Симонов, Симонов, этому городу будет не хватать этих крученых верхних подач тела, этих черлидерских вставок, этих ползков на полусогнутых. Стиль Симонова еще будут изучать и копировать. А нам останется хотя бы посмотреть. И попытаться повторить перед зеркалом дома. Ведь актуальный балет он для всех. Каждый в душе – балерина. И Золушка.
Принц – Анатолий Скуратов