Персоны, обратившие на себя внимание на прошедшей неделе. Кирилл Симонов.
На сцене Музыкального театра Карелии состоялась премьера балета Сергея Прокофьева «Золушка» в постановке Кирилла Симонова. Спектакль был принят зрителями с восторгом и по его завершении авторов и исполнителей долго не отпускали со сцены, стоя аплодируя им.
Персоны, обратившие на себя внимание на прошедшей неделе
Политика-карелия.ру 21 Май 2012
Кирилл Симонов, художественный руководитель балета Музыкального театра Карелии
На сцене Музыкального театра Карелии состоялась премьера балета Сергея Прокофьева «Золушка» в постановке Кирилла Симонова. Спектакль был принят зрителями с восторгом и по его завершении авторов и исполнителей долго не отпускали со сцены, стоя аплодируя им.
То, что хореограф-постановщик Кирилл Симонов представил публике можно назвать парадоксальным осмыслением знакомой с детства сказки «Золушка». Увиденное вызывает смешанные чувства. С одной стороны переживаешь радость от захватывающего таланта участников балета, наслаждение музыкой С. Прокофьева, а с другой – в душе вскипает смута восприятия происходящего, когда милая сказочная Золушка из своего далёкого-предалёкого времени вдруг переносится в узнаваемые мрачные советские годы (сталинские) и всё происходящее с ней, вокруг неё превращается во что-то совершенно не сказочное, даже отталкивающее (символика постельной сцены узнаваемого вождя народов и падшей Золушки по-своему ужасна). Понятно, что бродячий сюжет сказки, пересказанной Шарлем Перро, отличается даже от сочинения братьев Гримм. В последней литературной версии зло наказывается (сводные сёстры будут ослеплены), тогда как у Ш. Перро прощение и мир опускаются на всех. Но во всех случаях Золушка остаётся символом человеческой чистоты, добра, задушевности и доброй весёлости. В балетном же прочтении Кирилла Симонова всё спутано. Разумеется, хореограф-постановщик имеет право на своё осмысление произведения, тем более что тому найдено объяснение. Кардинальная трансформация сюжета объясняется желанием привязать классический сюжет сказки к историческому времени в какое писалась музыка С. Прокофьева, в 1940-1944 годы, к драматической судьбе самого Сергея Сергеевича, чья жена, испанская певица, стала жертвой политических репрессий и попала в сталинские лагеря. И всё равно психологически невозможно соединить в сердце представленную К. Симоновым трактовку «Золушки» со своим собственным (привычным) представлением о доброй сказке. Симоновский взгляд провокационен, но хореографическая работа его произведения завораживает.
Появление на сцене Музыкального театра «Золушки» Кирилла Симонова имеет и ещё одну неожиданную и тоже почти сказочную историю рождения спектакля. Последний стал возможен благодаря таинственной незнакомке, выступившей в качестве мецената балета. Выполняя обещание, не открываем её фамилии, скажем лишь, что это бывшая петрозаводчанка, которая живёт сейчас в Москве, и во многом благодаря её доброте на петрозаводской сцене состоялся чудесный спектакль. Добрая фея сидела в зале вместе со своей мамой, никем не узнанная.
И самой последней пугающей загадкой стало известие о том, что К. Симонов возможно представил нам последнюю свою работу в качестве художественного руководителя балета Музыкального театра Карелии. Он будто бы написал заявление об уходе, и оно было подписано директором театра. Хочется верить, что это туманное недоразумение будет рассеяно. К. Симонов создал в Карелии новый современный балетный театр и будет бесконечно жалко, если растущее погибнет.
Анатолий Цыганков