Наедине с музыкой

...Не менее 10 минут зал стоя бисировал гению маэстро. Вчерашний концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева полностью оправдал самые благородные ожидания публики. И не удивительно, ведь оркестранты - исполнители мирового уровня, и лишний раз доказывать это не надо, и петь дифирамбы исполнительскому мастерству тоже ни к чему.
Наедине с музыкой
Ваш досуг 17.04.12
...Не менее 10 минут зал стоя бисировал гению маэстро. Вчерашний концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева полностью оправдал самые благородные ожидания публики. И не удивительно, ведь оркестранты - исполнители мирового уровня, и лишний раз доказывать это не надо, и петь дифирамбы исполнительскому мастерству тоже ни к чему.
Конечно, сцена петрозаводского театра маловата для такого оркестра. Чувствовалась теснота. Но по большому счету ничто не помешало ни музыкантам, ни слушателям. Кто хоть раз слышал «голос Мариинки», то знает, что звучит этот коллектив всегда слаженно и виртуозно.
Валерий Гергиев вновь привез в Карелию Московский Пасхальный фестиваль. 19 апреля при полном аншлаге на сцене Музыкального театра республики концертная программа фестиваля в Петрозаводске открылась музыкой Чайковского и Прокофьева.
Вот уже 11 лет проходит этот фестиваль. За это время он стал одним из наиболее значимых событий в музыкальной жизни не только России, но и Европы. Ежегодно программа этого праздника охватывает десятки российских городов, музыканты дают концерты симфонической, хоровой, камерной и звонильной музыки. В этом году региональный тур XI Московского Пасхального фестиваля по северному маршруту начался в Петрозаводске.
Интересен - можно даже сказать уникален - фестиваль этого года стал также благодаря словам Валерия Гергиева, которые тот произнес во время пресс-конференции. Маэстро намекнул на то, что Музыкальный театр Карелии может стать филиалом Мариинки. Но будет ли это именно Музыкальный театр или в качестве возможного филиала появится отдельное учреждение, маэстро точно не сказал. По крайней мере, эта тема была затронута во время разговора Гергиева с министром культуры РФ Александром Авдеевым. Но пока эта информация не подтверждена конкретными заявлениями.
Гергиев и оркестр Мариинки представили на сцене Музыкального театра РК программу из сочинений двух русских композиторов - П.И.Чайковского и Сергея Рахманинова. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» и ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева» заполнили первое отделение, а второе было посвящено музыке Прокофьева. Прозвучали фрагменты из балета «Ромео и Джульетта» и Симфония № 6.
У каждого произведения, как и у человека, своя судьба. Увертюра-фантазия на тему произведения Шекспира родилась в 1869 году, и 10 долгих лет понадобилось Петру Ильичу Чайковскому, чтобы привести музыку в тот вид, в котором мы знаем ее сегодня. Посвящена она была другу композитора, не менее великому русскому сочинителю Милию Балакиреву. Однако тот не одобрил первую редакцию Увертюры и уговорил Чайковского переделать ее. Петр Ильич последовал совету друга и исправил аранжировку. Но и вторая редакция тоже не приглянулась привередливому Балакиреву. Лишь в 1886 году Россия услышала Увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» в ее окончательном виде. В том виде, в котором ее услышали карельские любители классики 19 апреля.
К теме шекспировской трагедии обращался еще один русский классик - Сергей Прокофьев. Его балет «Ромео и Джульетта» уже известен карельской публике благодаря постановке Кирилла Симонова, всякий раз собирающей полный зал. Музыканты не стали играть самую знаменитую часть балета - суровый «Танец рыцарей» (который однажды был прозван «Танец Калигулы», поскольку эту музыку использовал в своем фильме Тинто Брасс), видимо, решив не баловать публику «раскрученным хитом». Но наиболее значимой частью концерта стала заключительная. В финале выступления оркестр сыграл Симфонию №6. Очень неоднозначное произведение, впервые прозвучавшее 11 октября 1947 в Ленинграде в исполнении Заслуженного коллектива России Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии под руководством Евгения Мравинского. Эту симфонию рассматривают как элегию памяти жертв II мировой войны. «Сейчас мы радуемся достигнутой победе, - писал Прокофьев, - но у каждого из нас есть незалеченные раны, все мы что-то потеряли. Об этом не следует забывать». Примечательно, что симфония была осуждена советским руководством в 1948 году как не соответствующая партийной линии, однако получила положительную оценку среди критиков. Сложное оно, это произведение... Сложное как для исполнителя, так и для слушателя. Слушать ее необходимо, будучи уже подготовленным и опытным знатоком классической музыки. После этого концерта хотелось помолчать, остаться наедине с самим собой, своими мыслями и внутренними переживаниями...
После музыки Чайковского и Прокофьева концерты Пасхального фестиваль в Петрозаводске продолжатся балетом. 21 апреля артисты Мариинского театра представят на сцене Музыкального театра республики два одноактных балета – «Шопениану» и «Кармен-сюиту» Ж. Бизе и Р. Щедрина. Завершится же XI Московский Пасхальный фестиваль, как всегда, гала-концертом 9 мая на Поклонной горе в Москве.

 
Ятен Кузнецов
Ваш досуг, Ятен Кузнецов