Нарядный зритель в красивом кресле? – Не только!

Как устроен оперный театр? Что производят его цеха? Кто там работает? Где репетируют артисты и как это выглядит? Кто ставит спектакли и дирижирует постановками? Можно ли научиться актерскому мастерству за час? День открытых дверей – прекрасный повод почувствовать живую жизнь театра и в очередной раз удивиться фантастической точности мастеров, создающих для нас театральное представление.

Как устроен оперный театр? Что производят его цеха? Кто там работает? Где репетируют артисты и как это выглядит? Кто ставит спектакли и дирижирует постановками? Можно ли научиться актерскому мастерству за час? День открытых дверей – прекрасный повод почувствовать живую жизнь театра и в очередной раз удивиться фантастической точности мастеров, создающих для нас театральное представление.

В этот раз «АркА» надолго застряла в фойе театра, где проходила выставка костюмов из недавно поставленных спектаклей «Алиса», «Спящая красавица», «Свадьба Фигаро». Каждая из постановок стала событием в нашей театральной жизни. Каждый костюм можно долго разглядывать как настоящее произведение искусства. Кажется, что уже со второго ряда не будет видно, какие пуговицы на камзоле Короля или какой орнамент вышит на костюме Белой кошечки из балета «Спящая красавица». Сможем ли мы, следя за действием, обратить внимание на разный крой рукавов платья графини Альмавивы или прочувствовать перекличку цветов в нарядах графа и графини Альмавива в «Свадьбе Фигаро»?

Художник-модельер театрального костюма Светлана Киян делится с гостями любой информацией.

- Всю театральную обувь – и для оперы, и для балета - мы заказываем. Посмотрите на сапоги, в которых танцует артист, исполняющий роль Кота в сапогах в «Спящей красавице». Они должны быть мягкие, удобные и точно по ноге.

Юлия Бунакова и Евгений Хохлов, художники оперы «Свадьба Фигаро», тщательно подбирали ткани для костюмов. Ткани дорогостоящие, отбирались в магазине
«Итальянские ткани». Костюм графа Альмавивы весь сделан на капроновом сите. Оно очень колючее, поэтому его закрывают бязью, а потом обшивают материалом. Фурнитура покупается в Санкт-Петербурге в магазине на Радищева, 32. Оттуда вся наша тесьма, стразы и кружева.

Костюм Короля Флорестана из «Спящей красавицы» был сшит специально для артиста Виктора Андронова. Король и Королева в этой постановке не танцуют, они появляются на сцене вместе с мимансом (артистами, занятыми в массовых сценах спектакля).

Каждый спектакль для нас – это вызов, обещающий новые открытия, знакомство с новыми технологиями, - рассказывает Светлана Киян.

В малом театральном буфете можно было увидеть выставку бутафорских голов сказочных зверей и птиц, а также маски персонажей из разных спектаклей. Художник-бутафор Музыкального театра РК Николай Коппалин – непревзойденный мастер. Все гости могли увидеть его искусство.

Также в этот день публика могла стать свидетелем репетиционного процесса. Артисты балета Дагба-Доржо Гармаев и Любовь Землянская под руководством педагога-репетитора Вадима Харитонова проходили сцены из балета «Вертикаль». Повторы движений, паузы, - все это помогало увидеть устройство современного хореографического языка театра.

Анна Осипенко, фото: М.Никитин

Большое впечатление произвела встреча с Анной Осипенко, режиссером опер «Паяцы» и «Женитьба Фигаро». Анна Осипенко рассказала, как она погружается в контекст жизни того времени, в котором творили композитор и автор драматургической основы, какой политический строй был в то время, какие этические и моральные нормы были приняты и прочее. Знание контекста помогает и зрителям лучше понять идею спектакля. Почти полтора часа Ана Осипенко вместе с ведущей встречи Ларисой Кучанской обсуждали нюансы создания спектакля «Свадьба Фигаро». Посвященные теперь точно знают, почему сценографической основой постановки стал парк-лабиринт, что выражает образ Черного графа, введенный в действие, как художники справились с задачей показать переход стиля барокко в рококо и зачем это было нужно.

«АркА» записала небольшой видеофрагмент встречи. Ана Осипенко рассказывает о роли в постановке художника по свету.

День открытых дверей начался показом спектакля «Кошкин дом», а завершился открытой репетицией оперы «Пиковая дама» под руководством главного дирижера Музыкального театра Михаила Синькевича. «Кошкин дом» также стал поводом для сбора семейного театрального клуба. Отдельное занятие было посвящено будущим мамам, желающим научиться правильно петь в перспективе своим малышам. Актриса и педагог Елена Сапегина в очередной раз была готова была научить неофитов некоторым актерским приемам, которые могут пригодиться им в жизни.

- Идею проведения Дня открытых дверей мы подхватили у Пермского оперного театра. Они первыми среди оперных театров стали проводить такие неформальные встречи со зрителями. В нашем театре поначалу многие сомневались, стоит ли пускать зрителей в цеха, за сцену, в другие театральные службы. Все хотели видеть нарядного зрителя, сидящего в красивом кресле в зале, а не бродящего по рабочей части театра. Многие сомневались, что такие походы могут потом убить у публики ощущение чуда на сцене. Сейчас все сомнения отпали. Об этом говорит живой интерес зрителей к подобным встречам.

В этом году мы впервые проводим День открытых дверей, уже вступив в сезон. Честно сказать, в этом году мы думали пропустить его, сделав паузу перед юбилеем театра. Но нам поступило очень много обращений, звонков – люди привыкли к таким встречам. И мы втиснулись между спектаклями, немного уменьшили количество мероприятий по времени, но двери открыли для всех желающих, - рассказала «Арке» Надежда Громова, заместитель директора Музыкального театр РК.

Сейчас театр готовится к премьере оперы Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Первый показ пройдет 30 ноября. Светлана Киян рассказала нам, что костюмы героев спектакля будут в духе «Игры престолов». Посмотрим!

Журнал «АркА», Мария Шамраева