«Чудо должно остаться чудом»: Музтеатр открыл двери в закулисье

В Музыкальном театре Карелии прошел День открытых дверей - праздник нового и повторяющегося знакомства с искусством. В этот день здесь можно было с удовольствием провести несколько часов: погулять по театру самостоятельно или с экскурсией, рассмотреть самые роскошные театральные костюмы и бутафорские головы, познакомиться с артистами балета, режиссером и дирижером. Театр может стать еще ближе!

Текст Анны Гриневич

День открытых дверей в Петрозаводске проводит только Музыкальный театр Карелии. Этой традиции уже больше десяти лет. Любой человек может в этот день увидеть процессы, обычно скрытые от зрителей, и рассмотреть детали.

— День открытых дверей Музыкальный театр Карелии проводит с 2013 года. Прежде в театрах было не принято открывать для зрителей «черный вход» и показывать то, как работают службы театра, — рассказывает «Республике» заместитель директора Надежда Громова. — Все считали, что зрителю нужно прийти, сесть в кресло и смотреть спектакль — всё! А тут — цеха, нужно показать, как ты шьешь, из какого материала все сделано, как ты репетируешь, гримируешься. Службы театра первое время были в шоке от таких «вольностей». Прошло время, и сейчас специалисты разных служб службы откликаются на участие в таких встречах с большой готовностью. Конечно, тут важно соблюсти чувство меры. Чудо должно остаться чудом.

День открытых дверей в Музыкальном театре РК. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

День открытых дверей в Музыкальном театре РК. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

В этот раз День открытых дверей в театре прошел чуть позже обычного — театр уже открыл свой предъюбилейный сезон (в 2025 году ему исполнится 70 лет). Зато гости театра могли посмотреть репетицию оркестра, которую провел главный дирижер театра Михаил Синькевич. Репетировали «Пиковую даму» Чайковского.

Еще более тесное наблюдение за репетиционным процессом проходило в балетном классе, где Любовь Землянская и Дагба-Доржо Гармаев проходили с педагогом Вадимом Харитоновым сцены из балета «Вертикаль». Рядом, прямо на лестнице, на коврике разминалась солистка балета Юки Окоти.

На репетиции балета «Вертикаль». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

На репетиции балета «Вертикаль». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

На репетиции балета «Вертикаль». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

На репетиции балета «Вертикаль». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

На репетиции балета «Вертикаль». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

На репетиции балета «Вертикаль». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Встреча с режиссером спектаклей «Паяцы» и «Свадьба Фигаро» Анной Осипенко вместо запланированного часа продолжалась почти два часа. Режиссер рассказала, много интересного про эпоху Моцарта и Бомарше (и про них самих), про Людовика XVI, который отгородился от надвигающейся французской революции игрой, светскими ритуалами, садом-лабиринтом и куртуазным искусством. В режиссерской версии оперы «Свадьба Фигаро», в нюансах сценографии и костюмов оказалось очень много деталей, знание которых точно сделает просмотр спектакля интереснее.

Режиссер Анна Осипенко. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

На встрече с режиссером Анной Осипенко. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

На встрече с режиссером Анной Осипенко. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Все детали можно было разглядеть и на костюмах, выставленных в Зеркальном фойе театра. Светлана Киян, художник-модельер театрального костюма, рассказывала о них удивительные вещи: про платье с кринолином, которое может весить восемь килограммов, про костюм, который держит форму благодаря капроновому ситу, а оно колючее, поэтому его обшивают сначала бязью, про обувь артистов балета, про ткани и фурнитуру.

Художник-модельер театрального костюма Светлана Киян. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Выставка костюмов в Зеркальном фойе театра. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Выставка костюмов в Зеркальном фойе театра. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

А в малом буфете была выставка бутафорских голов разных зверей, птиц, маски героев: Мышиного короля в «Щелкунчике», самого Щелкунчика, фантастических животных из оперы «Волшебная флейта», ритуальные сицилианские маски.

Из спектакля «Спящая красавица». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Из спектакля «Волшебная флейта». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Из спектакля «Красная шапочка и Серый волк». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Маски из спектакля «Сельская честь». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Маски Людоеда и Людоедки из балета «Спящая красавица». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Из спектакля «Волшебная флейта». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Когда видишь костюмы, бутафорию, театральный реквизит так близко, начинаешь понимать, что в оформлении постановок нет ничего случайного, и какая тонкая и точная работа специалистов проделана в подготовке спектаклей.

В День открытых дверей прошли встречи для детей и взрослых. Один из мастер-классов был посвящен тренингу по актерскому мастерству (его провела актриса и педагог Елена Сапегина), а будущих мам научили «маминым» песенкам.

День открытых дверей в Музыкальном театре РК. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

День открытых дверей в Музыкальном театре РК. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Сейчас театр готовится к премьере оперы Доницетти «Лючия ди Ламмермур», запланированной на конец ноября.

— Там, как сказали художники, будет «Битва престолов». Это Шотландия, XVI век. Шьем килты для мужчин и тяжелые гобеленовые платья для женщин. Художник постановки Петр Окунев в середине октября приедет на примерку костюмов. Это все очень интересно, — говорит «Республике» Светлана Киян.

ИА "Республика"