Театр моего детства. Невидимые волшебники.

В конце мая в Музыкальном театре Карелии состоялась долгожданная премьера балета «Конёк-Горбунок» по одноименной сказке Петра Ершова. Обычно во время спектакля мы обращаем внимание на актеров. Но волшебную атмосферу создают не только они. Я поговорила с художниками Сергеем Новиковым и Игорем Тупикиным, которые сделали этот спектакль необыкновенным.

В конце мая в Музыкальном театре Карелии состоялась долгожданная премьера балета «Конёк-Горбунок» по одноименной сказке Петра Ершова. Обычно во время спектакля мы обращаем внимание на актеров. Но волшебную атмосферу создают не только они. Я поговорила с художниками Сергеем Новиковым и Игорем Тупикиным, которые сделали этот спектакль необыкновенным.
Декорации и костюмы меня удивили и порадовали. Они были настолько красочными и воздушными, что заставили поверить в полыхающий полет жар-птицы, в силу и легкость коней, в грациозность и стремительность конька-горбунка. И даже в волшебство!
Для постановки спектакля пригласили команду молодых «продвинутых» художников из Санкт-Петербурга, которые хорошо зарекомендовали себя в питерских театрах.
– Надежда Калинина (новый балетмейстер Музыкального театра – прим. pед.) прежде работала в разных театрах России и в Санкт-Петербурге. Конечно, у нее сохранились творческие связи. Для участия в этом балете она пригласила одного из ведущих солистов Мариинского театра Андрея Иванова. Он исполнит партию царя в двух премьерных спектаклях, потом эту роль будет играть Василий Сидоренко. Пригласила она и художников, – рассказывает пресс-секретарь Музыкального театра Татьяна Чаплыгина.
Такого еще не было!
– А сколько художников задействовано в этом спектакле?
Сергей Новиков: – Всего нас четверо: я, художник по свету Игорь Тупикин и видеохудожники Кирилл Маловичко и Олег Михайловский.
– Спектакль получился необыкновенно сказочным. Как удалось этого достичь?
Сергей Новиков: – Мы используем много приемов: и видео, и свет, и анимация, и сценография. Я не знаю, видели или нет подобное зрители Петрозаводска. Возможно, здесь такого раньше не было.
– Кто вас вдохновлял, когда создавали декорации, костюмы, видеоряд спектакля?
Сергей Новиков: – Родион Константинович Щедрин, композитор. Я сразу решил пойти от музыки. Сел за работу и стал рисовать музыку, а потом это перешло в видео и свет. Все связано с эмоцией. Щедрин был очень молодым, когда написал музыку к балету, – студентом консерватории. Вдохновение появлялось еще от живописи – русского авангарда 20-х годов, он был популярен во второй половине 50-х, когда Щедрин создавал «Конька-горбунка».
Потом я выстроил в голове декорации, которые тоже ассоциируются с музыкой. Например, ворота: это мог быть ровно сколоченный забор, а могла быть совершенно иная форма. В нашем случае именно так. Одной из задач было передать музыку, сюжет при помощи света: вот братья дома, вот они в поле, в городе.  Конечно, мы столкнулись с определенными проблемами. Например, в финале Иван и царь должны искупаться в трех котлах. Мы эту сцену решили по-другому. Секрет раскрывать не будем. Кто еще не видел – приходите на спектакль.
Мыслить образами
– Как музыка сочетается со сказкой?
Сергей Новиков: – Напрямую. Происходит погружение в мир фантазии. Ты закрываешь глаза и с первых секунд видишь только цвета, а потом уже возникают образы... Я бы очень хотел рассказать эту историю своему ребенку.
Игорь Тупикин: – Вначале своей работы я представил, как может выглядеть сцена, когда еще нет построенных декораций, но они уже существуют в электронном виде. Мне были известны параметры сцены. Я имел представление о техническом оснащении театра, где смогу создать художественные образы. Я все создаю через образы, мыслю образами – никакой конкретики.
– Интересно, а какими?
Сергей Новиков: – Образами, которые в будущем обрадуют зрителей. Но самое сложное – заинтересовать ребенка. Поэтому нужно было усиливать цветовое ощущение. Для этого мы и ввели анимацию. Она помогает решить сказочные сцены, такие, как полеты, чтобы не подвешивать актера к потолку и пытаться скрыть это от людей. У нас подобные технологии используются не так часто, как за границей.
Игорь Тупикин: – До того, как построили декорации, был макет. Мы с режиссером и художниками долго сидели над ним, а потом перешли в 3D-моделирование. В театре, как выяснилось, раньше никогда не использовали видеопроекцию. Хочется, чтобы на спектаклях было больше детей. Я, например, воспитывался на представлениях Мариинского театра. Меня мама туда водила.
– Как вам работается в нашем театре?
Сергей Новиков: – Очень симпатичный театр. Аккуратный, чистый, ухоженный зал. Заметно, что театр реконструировали. Это если говорить про пространство. Надеюсь, наш новый спектакль зрителям понравится.
Приходите на «Конька-горбунка»! И, я вас уверяю, вы попадете в сказку, где с помощью волшебства добро побеждает зло. А в наше время верить в это просто необходимо!
Александра ВОЛКОВА, гимназия № 37
 
 

Моя газета, Александра ВОЛКОВА