Премьера 7 ноября 2012 года
Либретто
Луиджи Иллика, Джузеппе Джакоза
по драме Дэвида Беласко
***
Режиссер-постановщик
Юрий Александров
Музыкальный руководитель и дирижер
Михаил Синькевич
Художник-постановщик
Вячеслав Окунев
Балетмейстер-постановщик
Надежда Калинина
Хормейстер
Александр Зорин
Долоре, сын Чио-Чио-сан
Илья Давыдков
Краткое содержание
Первый акт.
Картина первая. Лейтенант американского морского флота Пинкертон увлекся юной гейшей Чио-Чио-сан, прозванной Баттерфляй («бабочка»). Профессиональный сват Горо показывает ему домик с террасой и садом, снятый для будущих супругов: здесь должен состояться их брак по японскому обычаю. Появляется американский консул Шарплес, которому лейтенант излагает свои легкомысленные взгляды на жизнь: брачный контракт с японкой дает возможность в любой момент разорвать его и жениться на американке.
Раздаются голоса Чио-Чио-сан и ее подруг. Чио-Чио-сан рассказывает о своей жизни: ее отец был знатным самураем, но покончил с собой по приказу императора, и бедность заставила девушку стать гейшей. Она готова полюбить будущего мужа и ради него отречься от своей религии.
В присутствии императорского комиссара совершается церемония бракосочетания, которую прерывает приход разгневанного Бонзы – дяди Баттерфляй. Он узнал о намерениях племянницы перейти в христианство и проклинает ее. Семья от нее отказывается. Оставленная близкими, девушка горько плачет. Пинкертон утешает ее и уводит свою жену в дом.
Второй акт.
Картина вторая. Прошло три года. Пинкертон уехал вскоре после свадьбы. Служанка Чио-Чио-сан Сузуки молится за нее японским богам и пытается убедить свою хозяйку, что муж больше никогда не вернется. Но Чио-Чио-сан, несмотря ни на что, ждет его возвращения. Брошенная мужем, покинутая родными, она живет с преданной служанкой и маленьким сыном, о существовании которого отец даже не подозревает. Бедность не лишает ее надежды.
Приходят Шарплес и Горо. В руках у консула письмо, в котором Пинкертон просит его сообщить Баттерфляй, что он женился на американке. Шарплес никак не решается сказать об этом молодой женщине. Он советует ей принять предложение руки и сердца от принца Ямадори, за которого Горо сватает Баттерфляй. Вместо ответа она показывает ему сына: он ждет отца.
Доносится пушечный выстрел, возвещающий, что в порт прибыл американский корабль. Баттерфляй охвачена радостью, она украшает дом цветами и вместе с Сузуки и сыном ждет Пинкертона.
Наступает ночь. Сузуки и ребенок засыпают, Баттерфляй бодрствует в ожидании.
Картина третья. Светает. Чио-Чио-сан, устав от бессонной ночи и напрасных ожиданий, прилегла отдохнуть. В сад входит консул Шарплес в сопровождении Пинкертона и его жены-американки Кэт. Сузуки сразу понимает, кто она, но не осмеливается сказать об этом своей хозяйке. Пинкертон, не в силах встретиться с Баттерфляй, просит Сузуки передать ей свое желание забрать сына, прощается с некогда счастливым для него домом и убегает. В этот момент появляется Чио-Чио-сан, видит Кэт и понимает, какая трагедия ее ждет. Она согласна передать сына отцу, но не может пережить крушения всех своих надежд.
Когда все уходят, Чио-Чио-сан начинает готовиться к смерти. Сузуки приводит мальчика, надеясь отвратить мать от ужасного намерения. Молодая женщина нежно прощается с сыном и вонзает в себя кинжал своего отца. Умирая, Чио-Чио-сан слышит предсмертные крики Пинкертона.
Крошечный человечек остался один…