Севильский цирюльник
Дж. Россини
Комическая опера в двух актах
2 часа 45 минут, 1 антракт
12+
Премьера 2 июня 2014 года
Либретто
Чезаре Стербини
по пьесе П. Бомарше «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность»
***
Режиссер-постановщик
Юрий Александров
Музыкальный руководитель и дирижер
Михаил Синькевич
Художник-постановщик
Вячеслав Окунев
Хормейстер
Александр Зорин
Дирижер
Михаил Синькевич
Владимир Кулагин
Краткое содержание
Первый акт
Картина первая. Ночь в Севилье. У дома доктора Бартоло граф Альмавива, влюбленный в воспитанницу Бартоло Розину, изливает в серенаде свои чувства. Но его старания напрасны – дверь балкона так и не открылась. Издали слышится пение: это Фигаро – цирюльник, лекарь, музыкант и неистощимый выдумщик. Граф рад встрече и надеется, что плут поможет ему жениться на Розине. Фигаро с готовностью берется за дело.
На балкон с запиской для таинственного незнакомца выходит Розина, а вслед за ней и Бартоло. Записка вызывает у него подозрения. Розина уверяет, что это всего лишь слова арии, которую она разучивает, но опекун догадывается об обмане. Граф, назвавшийся Линдором, объясняется с девушкой, и Розина не скрывает своего расположения к нему. Однако Бартоло намеревается сам жениться на Розине и отправляется к нотариусу.
Теперь надо действовать быстро. Альмавива просит Фигаро помочь ему проникнуть в дом Бартоло. Цирюльник предлагает графу переодеться солдатом, притвориться пьяным, явиться в дом доктора и требовать квартиру для постоя.
Картина вторая. Дом доктора Бартоло. Розина очарована незнакомцем по имени Линдор и рассуждает о том, какой замечательной покорной женой она ему будет, если ей не будут перечить.
Пользуясь отсутствием Бартоло, Фигаро приходит к Розине с поручением от графа, но вскоре появляется старый ревнивец, а за ним и дон Базилио, обучающий Розину пению. Проходимец Базилио успел разузнать планы Альмавивы. Он предлагает отделаться от соперника при помощи испытанного средства – клеветы.
Фигаро подслушивает их разговор и предупреждает Розину. Она вручает Фигаро записку для Линдора, а своего опекуна пытается направить по ложному пути. Разъяренный доктор Бартоло приказывает Розине сидеть взаперти в ее комнате.
Под видом пьяного солдата в дом вваливается Альмавива. Между ним и Бартоло завязывается яростная перепалка. Все сбегаются на шум. Граф пытается незаметно передать Розине записку, но опекун замечает это, и суматоха возобновляется с новой силой. Скандал привлекает внимание офицера городской стражи. Он хочет арестовать буяна, но граф сообщает офицеру свое истинное имя и звание. Офицер и солдаты отдают графу честь, на что остолбенело глядит доктор Бартоло.
Второй акт
Картина третья. После первой неудачной попытки Альмавива решает проникнуть в дом Бартоло под видом ученика дона Базилио. Он сообщает, что Базилио заболел и прислал его вместо себя. Но Бартоло кажется подозрительным этот молодой человек. Тогда граф показывает записку Розины и говорит, что нашел ее случайно в доме Альмавивы. Негодованию Бартоло нет предела. Граф доволен – цель его достигнута: во время урока музыки он сможет беспрепятственно поговорить с Розиной.
Фигаро старается отвлечь внимание опекуна от влюбленных. Неожиданно появляется дон Базилио. Его приход грозит расстроить ловкий обман. Фигаро, граф и Розина не без труда уговаривают его идти домой и лечь в постель: ведь у него такой плохой вид! Почувствовав в руке увесистый кошелек, дон Базилио поспешно удаляется. Между тем Бартоло подслушивает разговор Альмавивы и Розины, из которого узнает, что его воспитанница должна быть этой ночью похищена. Обман разоблачен, и граф вынужден скрыться.
Дон Бартоло решает использовать против влюбленных записку, переданную графом. Ему удается убедить Розину, что Линдор – обманщик, лишь выполняющий поручение Альмавивы. Розина возмущена и готова на все – даже на брак с Бартоло! Он немедленно посылает дона Базилио за нотариусом и, для большей уверенности, спешит за ним сам.
Картина четвертая. Начинается гроза. В наступивших сумерках к дому Бартоло крадутся граф Альмавива и Фигаро. Все готово для побега, но Розина отказывается следовать за ними, и только признание графа в том, что Линдор и Альмавива – одно лицо, дает надежду влюбленным на счастливый исход.
Тем временем появились дон Базилио с нотариусом. Фигаро представляет ему Розину как свою племянницу, невесту графа Альмавивы. Дон Базилио пытается возражать, но граф ставит его перед выбором: либо перстень с драгоценным камнем, либо пуля из пистолета. Дон Базилио умолкает и подписывает контракт как свидетель. Возвратившийся со стражей опекун в отчаянии: брак между Розиной и графом уже заключен. Все поздравляют новобрачных.