«В плену у сказки»: нескучная лекция Владимира Дудина
Пушкин написал поэму, начало которой знает даже каждый двоечник, зубря строки о зеленом дубе у Лукоморья, сразу по окончании лицея, вдохновляясь и Ариосто, и Вольтером, пародируя «Двенадцать спящих дев» Жуковского и много чего другого. Глинка начал писать оперу на сюжет поэмы Пушкина в 1837 году после смерти поэта, имея за плечами опыт создания национальной оперы «Жизнь за царя». Композитор задался целью создать большую волшебную оперу-балет, ориентируясь на итальянские и французские образцы жанра. Сегодня эта опера в ее максимально полном виде, хотя и не без купюр, идет лишь в Мариинском театре, причем в дневное время. Продолжительность ее пяти действий – больше четырех часов. Считать ли это произведение оперой «для семейного просмотра», если в ней есть такой персонаж, как обольщаемый обитательницами гарема хазарский князь Ратмир с покинутой им пленницей Гориславой? Если злая волшебница Наина выясняет свои отношения со старым Финном по прошествии многих лет? Над кем шутил Пушкин, и шутил ли в той же мере Глинка в своем последнем грандиозном оперном шедевре? Кого пленила эта «волшебная сказка», в которой, как известно «ложь, да в ней намек»? Много вопросов оставляет эта с виду сказочная опера, в которой жених Руслан должен отыскать похищенную невесту, чтобы вернуть ее отцу, великому киевскому князю Светозару.