Новости

24/11/2025

#

Премьера оперетты Кальмана «Фиалка Монмартра»

30 ноября, 2 и 3 декабря Музыкальный театра Карелии представит публике премьеру оперетты Имре Кальмана «Фиалка Монмартра» в постановке Анны Осипенко. Вместе с ней над спектаклем работали либреттист Кирилл Шмаков, музыкальный руководитель и дирижер заслуженный артист России Андрей Алексеев, балетмейстер Владимир Романовский, художник-постановщик Анвар Гумаров, художник по костюмам Татьяна Ногинова и художник по свету Тарас Михалевский. В главных партиях – ведущие солисты Музыкального театра Карелии, а также солист Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Кирилл Золочевский и солист Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Роман Вокуев.

Постановочная группа переносит действие в начало ХХ века – время расцвета нового искусства, эпицентром которого становится Париж. Художников, поэтов, музыкантов того времени манил дух свободного творчества, возможность самовыражения. Они обосновывались в артистических районах, вдохновлялись атмосферой кафе-шантанов и бурной энергией молодости, любви, свободы. Непохожие друг на друга, независимые и смелые, творцы спорили, воодушевляясь творчеством друг друга. Благодаря этому рождались новые направления, новые языки искусства. Именно тогда стало популярным определение «богема» – сообщество свободных артистов и художников, живущих и творящих не по правилам.

Либретто Кирилла Шмакова, как и оригинальное либретто Юлиуса Браммера и Альфреда Грюнвальда, основано на рассказах из книги «Сцены из жизни богемы» Анри Мюрже, но благодаря возвращению в реплики ряда авторских афоризмов текст ощущается свежо и ново.

Анна Осипенко – мастер оперетты: она много лет сотрудничала в качестве режиссера с Санкт-Петербургским театром музыкальной комедии, была идейным вдохновителем и постановщиком фестиваля «Оперетта-парк» в Гатчине. Её режиссёрская смелость и оригинальное мышление в полной мере проявились в операх Музыкального театра Карелии «Алеко», «Паяцы» и «Свадьба Фигаро». В новом спектакле режиссер остается верна себе – зрителя ждет живой и изобретательный взгляд на классический музыкальный жанр.

Музыкальный руководитель постановки главный дирижёр Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии лауреат «Золотой Маски» Андрей Алексеев использует оригинальный авторский клавир. Он бережно работает с первоисточником, отлично чувствует стиль и музыкальную драматургию произведения. Относясь к «венскому» периоду творчества Кальмана, «Фиалка Монмартра» полна вальсовых ритмов, но её музыка созвучна своему времени, когда в Европе уже можно было услышать джазовые ритмы, а старую добрую оперетту начал теснить энергичный мюзикл. А вот масштабность и виртуозность ее вокальных партий скорее отсылает слушателя к лирической опере.

Декорации Анвара Гумарова позволят зрителям оказаться на бульварах Монмартра с неповторимой атмосферой его кафе-шантанами, пройти по парижским улочкам вместе с карнавалом «Bal des Quat'z'Arts», увидеть кабаре «Moulin Rouge» и театр «l’Odeon». Вместе художником по свету лауреатом «Золотой Маски» Тарасом Михалевским они создают на сцене атмосферу праздничного действа, образ яркого «Города света», каким Париж был назван в то время.

Наряды и для солистов, и для артистов массовых сцен выполнены в стиле работ художников французской школы. По эскизам лауреата «Золотой Маски» Татьяны Ногиновой для спектакля сшито более 200 костюмов.

Балетмейстер-постановщик спектакля Владимир Романовский (Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург) нашёл яркую характерную пластику для персонажей, выявив индивидуальные особенности каждого танцовщика.

В спектакле занята не только оперная, но и балетная труппа, а также трикеры и детская балетная студия. История юной цветочницы, ставшей актрисой, – «Золушка» для взрослых, и постановка рассчитана на молодую аудиторию – на тех, кто подобно ее героям дерзает воплощать свои мечты в жизнь.