Новости

21/04/2025

#

Как новый вальс хорош… в каком-то упоенье кружилась я быстрей…

26 и 27 апреля в Музыкальном театре Карелии состоится премьера балета на музыку Арама Хачатуряна «Маскарад» по мотивам пьесы Михаила Лермонтова. Хореограф-постановщик – Кирилл Симонов. Музыкальный руководитель и дирижёр – Роман Калошин. Художник-постановщик – Альона Пикалова. Художник по костюмам – Татьяна Ногинова. Постановщики переносят действие лермонтовского «Маскарада» в первую половину ХХ века, в эстетику ар-деко с его роскошью и блестящим шиком, сконцентрировав его на одном из трансатлантических лайнеров.

«Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собой драма «Маскарад», написанная Лермонтовым, когда ему был 21 год», – писал Арам Хачатурян, сочиняя сюиту с её знаменитым вальсом, который стал музыкальным изображением неотвратимости судьбы. Сама же сюита длится чуть больше двадцати минут, и для создания полномасштабного балетного спектакля постановщикам пришлось обратиться и к другим произведениям композитора.

«Музыкальную партитуру к балету я делал сам, собирая ее из различных произведений Хачатуряна, в том числе и из написанной им музыки для кино, – рассказывает Кирилл Симонов. – В нашем спектакле звучат не только его Сюита к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» и Сюита к пьесе Б. Лавренева «Лермонтов», но и близкие им по духу произведения Хачатуряна: Концерт-рапсодия для скрипки, Концерт-рапсодия для виолончели, а также музыка к фильму «Костёр бессмертия».

«Эти музыкальные номера помогают раскрыть внутренний мир героев спектакля, они становятся более понятными зрителю», – делится своими впечатлениями от постановочной работы дирижер Роман Калошин.

Великолепные костюмы Татьяны Ногиновой, роскошные интерьеры Альоны Пикаловой, пышная аристократическая жизнь на грани смерти эпохи ар-деко созвучны безудержности и кипению музыки Хачатуряна. Страсть, ревность, предчувствие, убийство, сумасшествие, – тут есть всё. Драма «Маскарад» и сегодня остается увеличительным стеклом человеческих страстей, а язык музыки и танца подчеркивает их вневременное звучание, укрупняя и развивая трагический сюжет.

Кирилл Симонов перенёс действие лермонтовского «Маскарада» в первую половину ХХ века, в эстетику ар-деко с его роскошью и блестящим шиком и сконцентрировал его на одном из трансатлантических лайнеров. Это позволило не только решить проблему единства места и действия, но и сделать конфликт драмы ярче и контрастнее. Места в спектакле меняются: казино, бал, маскарад, каюта Арбениных, но холодная атмосфера безучастных к людским страстям великолепных интерьеров с их золотым блеском и сложными колористическими решениями остаётся той же.

Главные партии в спектакле «Маскарад» исполняют солисты балетной труппы Музыкального театра Карелии и солисты Московского детского музыкального театра им. Н.И. Сац. В роли Нины на сцену выходят Варвара Серова, Юки Окоти, Арбенина – Дмитрий Круглов, Денис Матюк. В острохарактерных образах выступят Антон Дьячок (Князь Звездич) и Анастасия Лодде, Мао Фузимуро (Баронесса Штраль).

Известно, что Лермонтов переделывал драму трижды, и в первом варианте «Маскарада» не было Неизвестного. Кирилл Симонов обращается именно к первой редакции. Напряжение нарастает, мистика, интрига, смутные предчувствия шага за шагом влекут действие к трагической развязке. Но что бы ни происходило вокруг, образ Нины остаётся лирическим камертоном спектакля: тонкий, чистый, звенящий… Невинный.

Балет в двух актах «Маскарад» рекомендован зрителям старше четырнадцати лет (12+).