#

Паяцы

Р. Леонкавалло

Опера в двух актах

1 час 45 минут, 1 антракт

16+

19:00, ср

30 марта в партии Канио на сцену выйдет солист Мариинского театра заслуженный артист России, народный артист Татарстана, лауреат премии «Золотая Маска» Ахмед Агади.

Премьера 18 марта 2022 года

Либретто

Р. Леонкавалло

Музыкальный руководитель и дирижер

Михаил Синькевич

Режиссер-постановщик

Анна Осипенко

Художник-постановщик

Мария Лукка

Александр Мохов

Хореограф-постановщик

Анна Белич

Художник по свету

Стас Свистунович

Хормейстер

Александр Зорин

Дирижер

Владимир Кулагин

Канио (в комедии – Паяц)

Недда (Коломбина)

Наталья Ландовская

Тонио (Таддео)

Павел Назаров

Пеппе (Арлекин)

Чингиз Кадыров

Директор театра

Владислав Прилуцкий

Зритель

Юрий Богданов

Краткое содержание

 

Пролог. Актер, играющий Пролог, обращается к зрителям – так повелел ему Автор. Автор хочет вывести на сцену артистов, чтобы они показали любовь и ненависть, боль и ярость человеческих душ. Таков его замысел.

«Итак, мы начинаем!» – Актер-Пролог дает сигнал к началу спектакля.

 

Первый акт.

В театр со спектаклем «Паяцы» приехала гастрольная труппа: популярный актер Канио, его жена Недда, актеры Тонио и Пеппе. Их встречают зрители и дирекция театра. Директор предлагает артистам отметить их приезд. Канио и Пеппе охотно соглашаются. Но они только что публично оскорбили Тонио, и он не идет с ними.

Сегодня праздник Успения Пресвятой Девы Марии, и зрители идут в церковь на торжественную службу. Канио зовет всех на вечерний спектакль.

Недда остается одна. Канио всегда ревновал ее, но сейчас она всерьез опасается его жестокого нрава: у нее здесь есть молодой любовник – Сильвио. С Канио ее связывает чувство долга: ее, сироту, он полюбил, сделал своей женой и актрисой. Но Недде уже тесно в его мире. Она хочет почувствовать себя живой и свободной.

Тонио следит за ней. Он завидует Канио, хочет быть в его роли на сцене и в жизни, обладать его женой… Тонио открывает Недде свои чувства и пытается силой добиться взаимности. Недда отвечает презрительным смехом и унижает его. В ярости Тонио уходит, угрожая местью.

Пренебрегая опасностью, появляется Сильвио. Он требует, чтобы Недда наконец сделала выбор. После отчаянных сомнений Недда решается бежать с ним – может быть, так она найдет свободу. Неожиданно врывается ее муж, которого позвал увидевший любовников Тонио, и слышит их последние слова, но Сильвио удается убежать неузнанным.

Канио требует, чтобы Недда назвала имя любовника. Пеппе его удерживает. Тонио наблюдает эту сцену со стороны. Ревность накрыла Канио, и Тонио предлагает устроить «мышеловку»: любовник обязательно придет на спектакль и чем-нибудь выдаст себя. Мышеловка захлопнется.

Жгучая ревность разрушает Канио изнутри, сжигает остатки тепла в его душе. Близится время начала представления…

 

Второй акт.

Публика с нетерпением ждет спектакля. Недда, Тонио и Пеппе рассаживают зрителей; среди них и Сильвио.

Драма первого акта повторяется в комедии. Слуга Таддео (Тонио) любит Коломбину (Недду), которая отдает предпочтение Арлекину (Пеппе). Любовное свидание прерывает Паяц (Канио). Прощальные слова Коломбины, обращенные к Арлекину, потрясают Канио – это те самые слова, которыми Недда утром провожала любовника. Обезумев от ревности и ярости, Канио убивает Недду, а затем и Сильвио, бросившегося к ней на сцену.

Актер, игравший Тонио, объявляет: «Комедия окончена!»

Your alt text
Your alt text
Your alt text
Your alt text
Your alt text
Your alt text
Your alt text
Your alt text
Your alt text