Спящая красавица

П. И. Чайковский
балет в двух актах (6+)

«Спящая красавица» – один из немногих старинных спектаклей, сохранившихся до наших дней. Впервые увидевшая свет рампы в 1890 году, уже к началу ХХ века она обрела статус вершины классического балета. Созданный гениями Чайковского и Петипа шедевр воплотил в себе идеальную гармонию Большого балета: классику танцевальных форм, безупречность композиции, мелодическое богатство и образный симфонизм музыки.

Замысел постановки по сказке Шарля Перро принадлежал директору Императорских театров И. А. Всеволожскому, ставшему также соавтором М. И. Петипа в создании либретто. Балет был задуман как феерия в стиле эпохи Людовика XIV – пышность барокко и изящество рококо. П. И. Чайковский, как он сам писал, взялся за этот заказ «с величайшим удовольствием». Он следовал подробнейшим указаниям балетмейстера, рассчитавшего все буквально до такта, и «ничего не сочинял быстрее и вдохновеннее» этой музыки. В итоге композитор создал, как отмечают искусствоведы, уникальное сочинение, подняв планку балетной музыки на многие годы вперед.

Балет поражает великолепием и разнообразием хореографических красок, от пантомимных эпизодов и жанровых танцев до блистательных женских вариаций, непревзойденным мастером которых был Петипа, и торжественного па-де-де героев. Недаром «Спящую красавицу» называют «энциклопедией классического танца».

Главный балетмейстер Музыкального театра Кирилл Симонов в новой постановке предлагает вернуться к первозданности этого балета, показать императорский театр того времени, его стилистику. Лауреаты премии «Золотая Маска» художник-постановщик Альона Пикалова и художник по костюмам Татьяна Ногинова решают спектакль в духе придворного театра XVII–XVIII веков – то есть того же, на какой опирались и постановщики Мариинского театра в 1890 году. Золотое кружево декораций: замок, зарастающий парк, дворец принцессы Авроры, – роскошь костюмов королевского двора и праздничных нарядов. Музыкальный руководитель и дирижер балета – главный дирижер театра Михаил Синькевич.

«Спящая красавица» – это необычайное богатство и разнообразие танцевальных форм и непременный парад персонажей французских сказок: Кот в сапогах, Мальчик-с-пальчик, Золушка, Красная Шапочка, – это, по определению композитора и музыковеда Б. Асафьева, «непрерывно развертывающийся в своем волшебном цветении праздник танца». И принцесса, уснувшая на сто лет, дождется своего принца.


В спектакле участвует детская балетная студия при Музыкальном театре (Мальчик-с-пальчик и его братья).

Либретто Ивана Всеволожского и Мариуса Петипа по мотивам сказок Шарля Перро

Хореограф-постановщик – Кирилл Симонов

на основе хореографии Мариуса Петипа

Музыкальный руководитель и дирижер – Михаил Синькевич

Художник-постановщик – Альона Пикалова

Художник по костюмам – Татьяна Ногинова

Художник по свету – Сергей Васильев

Видеохудожник – Михаил Ушинин


Премьера состоялась 6 июля 2023 года.

Продолжительность спектакля – 2 часа 35 минут.



В спектакле заняты:

«Спящая красавица» – один из немногих старинных спектаклей, сохранившихся до наших дней. Впервые увидевшая свет рампы в 1890 году, уже к началу ХХ века она обрела статус вершины классического балета. Созданный гениями Чайковского и Петипа шедевр воплотил в себе идеальную гармонию Большого балета: классику танцевальных форм, безупречность композиции, мелодическое богатство и образный симфонизм музыки.

Замысел постановки по сказке Шарля Перро принадлежал директору Императорских театров И. А. Всеволожскому, ставшему также соавтором М. И. Петипа в создании либретто. Балет был задуман как феерия в стиле эпохи Людовика XIV – пышность барокко и изящество рококо. П. И. Чайковский, как он сам писал, взялся за этот заказ «с величайшим удовольствием». Он следовал подробнейшим указаниям балетмейстера, рассчитавшего все буквально до такта, и «ничего не сочинял быстрее и вдохновеннее» этой музыки. В итоге композитор создал, как отмечают искусствоведы, уникальное сочинение, подняв планку балетной музыки на многие годы вперед.

Балет поражает великолепием и разнообразием хореографических красок, от пантомимных эпизодов и жанровых танцев до блистательных женских вариаций, непревзойденным мастером которых был Петипа, и торжественного па-де-де героев. Недаром «Спящую красавицу» называют «энциклопедией классического танца».

Главный балетмейстер Музыкального театра Кирилл Симонов в новой постановке предлагает вернуться к первозданности этого балета, показать императорский театр того времени, его стилистику. Лауреаты премии «Золотая Маска» художник-постановщик Альона Пикалова и художник по костюмам Татьяна Ногинова решают спектакль в духе придворного театра XVII–XVIII веков – то есть того же, на какой опирались и постановщики Мариинского театра в 1890 году. Золотое кружево декораций: замок, зарастающий парк, дворец принцессы Авроры, – роскошь костюмов королевского двора и праздничных нарядов. Музыкальный руководитель и дирижер балета – главный дирижер театра Михаил Синькевич.

«Спящая красавица» – это необычайное богатство и разнообразие танцевальных форм и непременный парад персонажей французских сказок: Кот в сапогах, Мальчик-с-пальчик, Золушка, Красная Шапочка, – это, по определению композитора и музыковеда Б. Асафьева, «непрерывно развертывающийся в своем волшебном цветении праздник танца». И принцесса, уснувшая на сто лет, дождется своего принца.


В спектакле участвует детская балетная студия при Музыкальном театре (Мальчик-с-пальчик и его братья).

Новости
23.11.2023
Со 2 по 8 декабря в Музыкальном театре Карелии пройдет Фестиваль молодых звезд оперы «ОпераVitа». Первый фестиваль состоялся в 2019 году и с тех пор принял на своей сцене многих выдающихся исполнителей. В Карелию приезжают и титулованные мастера вокального искусства, и молодые звезды, чья карьера в международной опере находится на очень уверенном старте. В этом году в программе фестиваля «ОпераVitа» – опера Пуччини «Мадам Баттерфляй», концертное исполнение «Царской невесты» Римского-Корсакова и гала-концерт звезд оперной сцены, а среди имен, которые фестиваль представит публике, такие известные во всем оперном мире певцы, как Ирина Чурилова, Владислав Сулимский, Роман Арндт, мастера оперного пения из Казахстана и Узбекистана. Со сцены фестиваля будут звучать и лучшие голоса Музыкального театра Карелии. Музыкальный руководитель фестиваля – заслуженный деятель искусств Карелии Михаил Синькевич.
Поздравляем Николая Коппалина
20.11.2023
Николай Дмитриевич Коппалин, художник-бутафор Музыкального театра Карелии, стал лауреатом Национальной Оперной Премии «Онегин» в номинации «Душа оперы».
В этой номинации премия вручается сотруднику театра, чья жизнь связана с оперным театром, без которого образ театра был бы неполным.
Руками Николая Дмитриевича сделаны сценические украшения, мебель, корзины, маски, вазы, канделябры, цветы, шляпы, оружие, доспехи и многое другое – реквизит для всех спектаклей Музыкального театра Карелии. Это уникальный специалист, глубоко понимающий природу театра, умеющий создавать материальный мир постановки, сочетая внимание к замыслу художника-постановщика с абсолютным пониманием технологии производства предметов бутафории.
Николай Дмитриевич пришел в Музыкальный театр Карелии в 1974 году артистом балета и около четверти века отдал этому искусству. После завершения карьеры артиста стал работать художником-бутафором. В 2024 году исполнится 50 лет службы Николая Дмитриевича Коппалина в Музыкальном театре Карелии.
Поздравляем!
16.11.2023
Юлия Генделева, заведующая литературной частью Музыкального театра Карелии, награждена Почетной грамотой Министерства культуры республики за многолетний труд в сфере музыкально-сценического искусства Карелии. Всем коллективом театра поздравляем нашу коллегу!
Солист Михайловского театра споет Германа и Туридду
03.11.2023
Солист Михайловского театра Федор Атаскевич, артист, обладающий мощным драматическим талантом и "пробивной силой и надежностью вокала", выйдет на сцену Музыкального театра Карелии 22 и 26 ноября.
22 ноября в спектакле "Сельская честь" Федор Атаскевич исполнит партию Туридду, главного героя, который мечется между двумя женщинами.
26 ноября в "Пиковой даме" Федор Атаскевич споет партию Германа, талантливого, влюбленного, но поставившего на карту всё, что было у него в жизни – любовь, честь и состояние. Билеты на спектакли уже в продаже в кассе и на сайте театра.
Первая премия у солистки Музыкального театра Карелии
27.10.2023
Солистка оперной труппы Музыкального театра Карелии Дарья Батова получила первую премию на Первом Международном конкурсе певцов им. Халимы Насыровой в Ташкенте. Поздравляем артистку и желаем вдохновения и творческих успехов!