Пересечение параллельных

1970-1980-е

Время мюзикла на петрозаводской сцене наступило в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Из-под пера композиторов выходило все меньше традиционных оперетт. Целая обойма советских оперетт уходила в прошлое. Неизменно пользовалась любовью зрителей только классика. Менялось само время: появлялись иные проблемы, новые ритмы жизни требовали новых средств сценического выражения. Начинался существенный пересмотр репертуарной афиши. На ней все чаще можно было видеть новые имена: Марк Самойлов, Вадим Ильин, Геннадий Гладков, Александр Журбин, Раймонд Паулс.

Пройдут считаные годы, и все переменится. Встряски общественной жизни перевернут сознание, а соответственно, и восприятие искусства. Теперь мало что в театре может шокировать зрителя, а когда-то для этого было достаточно пения с микрофоном. И если большинство первых спектаклей нового жанра принималось публикой с трудом, то к 1990-м годам появление мюзиклов на сцене станет в порядке вещей.

Приход петрозаводского театра к мюзиклу был закономерен. Он появился в репертуаре не на пустом месте: спектакли, выходившие за рамки традиционной оперетты, делали шаг в сторону драматического театра. Они давали актерам возможность выйти за пределы своих амплуа, сыграть что-то непривычное для себя, проявить драматические способности. Стиль актерской игры, сложившийся в нашем театре, достаточно сдержанный, не жертвующий смыслом во имя смеха публики, подготовил благодатную почву для нового жанра.

Его появление поставило ряд новых вопросов и потребовало их разрешения. В первую очередь это касалось актерского искусства, способа актерского существования в пределах музыкальной драматургии незнакомого доселе жанра. Со временем стало ясно, что существование актера в оперетте и мюзикле сродни пересечению параллельных: кто-то следовал Евклиду, а кто-то – Лобачевскому.

Играть и в оперетте, и в мюзикле пришлось одним и тем же артистам. Часть актеров, казалось, ждала времени мюзикла, чтобы раскрыться в нем в полную силу. Других этот жанр обошел стороной, практически не задев. Третьи могли существовать здесь только в строго заданных рамках. Четвертые постепенно, шаг за шагом входили в новый мир, искали там свое место. Наконец, оказались актеры-«космополиты», стершие для себя границы между жанрами и амплуа. Постановки 1970–1980-х были полны актерских открытий.

Первым мюзиклом на нашей сцене стала «Донна Люция, или Здрасьте, я ваша тетя!» О. Фельцмана. В роли Бабса Баберлея – «тетки» Чарлея – скрытым ранее ярким комическим дарованием блеснул Валерий Матвеев. «Тогда в Севилье», «Анастасия», «Американская комедия» М. Самойлова, «Сестра Керри» Р. Паулса, «Товарищ Любовь» В. Ильина, «Пенелопа» А. Журбина – постановки, в которых раскрыли актерскую индивидуальность, заняли свою нишу в распределении творческих сил в театре Любовь Дементьева, Любовь Ларичева, Борис Кучинев, Игорь Елькин, Вячеслав Леонов. В мире мюзикла лирическая героиня могла драматически точно сыграть характерную и даже возрастную роль, как это сделала Нина Болдырева – Памела Кронки в «Американской комедии». При этом найденные в жанре мюзикла качества актеры брали с собой в классическую оперетту, отчего исполнение традиционных ролей героев, простаков и субреток приобретало более современное звучание.

Происходили изменения и в оперетте. В репертуаре появлялись новые постановки «Сильвы», «Летучей мыши», «Марицы». Но нечасто вокруг классики возникает столько споров, сколько вызвала «Веселая вдова» в постановке Ларисы Моспан с попыткой обновления сценической лексики и выразительных средств оперетты.

Параллельные существования двух музыкально-театральных жанров неизбежно находят точки пересечения, и главная из них – актер. В его творчестве эти два мира сталкиваются, взаимодействуют, влияют друг на друга. Здесь есть только один закон – артистическая индивидуальность. Конечно, нужен репертуар, нужен режиссер, который умел бы «увидеть» актера, доверить ему необычную для него роль, а если надо – работать с ним и работать. И все же главным остается «певец, способный быть всерьез актером».

Сходные процессы происходили в балетном репертуаре. За вторую половину 1970-х – начало 1980-х годов не появилось ни одной новой классической постановки, зато вели поиски собственного языка и стиля молодые балетмейстеры Андрей Кузнецов и Дмитрий Тхоржевский. Новую страницу истории открыл спектакль, составленный А. Кузнецовым из двух одноактных произведений – «Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза и «Вестсайдская история» Л. Бернстайна. Повторенный через века шекспировский сюжет о трагической любви был рассказан средствами современной хореографии – так же, как и появившиеся в начале 1980-х постановки Д. Тхоржевского «Сотворение мира» и «Любовью за любовь».

Юлия Генделева

Новости
20 мая в партии Чио-Чио-сан выступит Леся Алексеева
11.05.2022
20 мая в опере «Мадам Баттерфляй» партию Чио-Чио-сан исполнит Леся Алексеева (Санкт-Петербург). Леся Алексеева неоднократно пела центральные партии мирового оперного репертуара в театрах Европы и США. Британская пресса писала о ней: «Она излучает на сцене яркий свет… Блестящие высокие ноты и прекрасно-суровый драматизм… Леся Алексеева – во всех отношениях певица международного уровня». Солистка уже знакома нашей публике по выступлениям в спектаклях «Мадам Баттерфляй» и «Сельская честь».
Оперная труппа приглашает на работу
05.05.2022
Оперная труппа Музыкального театра Карелии приглашает на работу на постоянной основе лирического тенора, драматического тенора, лирико-колоратурное сопрано, драматическое сопрано. Резюме и ссылки на записи принимаем по адресу mrteatr@yandex.ru
Режим работы кассы в праздничные дни
28.04.2022
С 7 по 10 мая включительно касса театра работает с 10 до 18 часов.
«Снегурочка» в цикле «Открывая оперу»
21.04.2022
Премьера спектакля «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова состоится 27 апреля в рамках цикла «Открывая оперу». В центре внимания режиссера-постановщика Аллы Масловской – взаимоотношения и сильные и противоречивые страсти героев – Снегурочки, Купавы, Леля и Мизгиря, – которые управляют их поступками.
Фрагменты из оперы исполняют солисты театра. В роли Весны – Елена Сапегина и Наталия Антипина (Негосударственный авторский театр «Ad Liberum»). К этой же пьесе написал музыку П. И. Чайковский, и она тоже прозвучит в спектакле.
13.04.2022
Музыкальный театр Карелии принимает на своей сцене XХI Московский Пасхальный фестиваль. Концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева состоится 22 апреля в 20 часов. Программа концерта будет объявлена дополнительно.