Магия романса: Музыкальный театр Карелии открывает концертный сезон

04.10.2018

Магия романса:

Музыкальный театр Карелии открывает концертный сезон

В афише Музыкального театра Карелии достойное место занимают концертные программы. В этом сезоне зрители увидят и новые программы, и лучшие из программ прошлых лет. Продолжится цикл концертов «Под звуки рояля», к зиме будет подготовлен абонемент из трех камерных вечеров «Дороги любви», новые встречи ждут публику цикла «Музыка и слово» в Национальной библиотеке.

Первые концерты состоятся уже в октябре. 10 октября на малой сцене театра будет показана одна из лучших камерных программ театра «Этот веер черный». Она предлагает окунуться в атмосферу музыки, популярной на концертных подмостках в первой половине ХХ века. Романсы, неаполитанские песни, классические миниатюры («Элегия» Ж. Массне, «Серенада» Ф. Шуберта, «Вернись в Сорренто», «Голубка», «Белой акации гроздья душистые» и многое другое) исполняют Нина Болдырева, Анастасия Аверина, Жанна Запольская, Иван Подойников, Вячеслав Хавренок. Партия фортепиано – Маария Зайцева.

14 октября в читальном зале Национальной библиотеки музыкально-поэтическую программу «Северная музыка» представят Наталья Ландовская, Дарья Батова, Оксана Мокеева, Жанна Запольская, Вячеслав Хавренок, Наталья Настенко и актер театра «Ad Liberum» Александр Картушин. «Какое же колдовство несет в себе Север?» – писал классик финской поэзии Йохан Людвиг Рунеберг. В полной мере магию искусства Северной Европы помогут ощутить романсы Эдварда Грига, Яна Сибелиуса, Тойво Куула, фортепианные сочинения Селима Палмгрена и стихи датских и финских поэтов.

Ближайший же концерт – из цикла «Под звуки рояля» – состоится уже 7 октября на большой сцене театра. В этот день будет представлена новая программа, названная по одному из включенных в нее романсов Чайковского, – «В эту лунную ночь».

Лирический дневник, выражение мира личных чувств и настроений, голос души, высказывающий самое сокровенное, – всем этим стал жанр романса для русских композиторов. И в их кругу высятся две недосягаемые вершины – романсы Чайковского и Рахманинова.

Эти произведения обращены к каждому – и к тонкому ценителю вокальной лирики, и к простому неискушенному слушателю – в своей искренности и эмоциональной открытости. В них звучит живое трепетное чувство во всей его полноте, свежести и непосредственности, в них ярко и мощно выплескиваются чувства острого душевного разлада и неудовлетворенности, страстная жажда счастья и горечь несбывшихся мечтаний: все, что переживает человек в период бурного роста личного самосознания, больших надежд и горьких разочарований… В этом источник огромной популярности романсов Чайковского и Рахманинова.

Композиторы пишут на стихи Пушкина, Алексея Толстого, Тютчева, Апухтина, многих других поэтов, нередко не из первого ряда, но выбирая в поэзии то, на что откликается их душа. В одном из писем Чайковский подчеркивал: «Главное в вокальной музыке – правдивость воспроизведения чувств и настроений». С этим высказыванием тесно связано и другое: «В сущности, стихи и музыка так близки друг к другу!»

Равноправным партнером певца становится фортепиано, его роль в этих лирических миниатюрах чрезвычайно велика, и между человеческим голосом и роялем возникает задушевная доверительная беседа.

Программу «В эту лунную ночь» составили романсы, написанные П. И. Чайковским и С. В. Рахманиновым на разных этапах их жизни. В том числе прозвучат шесть романсов Чайковского на стихи Даниила Ратгауза – последнее сочинение композитора в этом жанре, последнее автобиографическое признание, завершающееся скорбным прощанием, впервые исполненное уже на концерте памяти композитора осенью 1893 года.

Включены в концерт и такие шедевры, как «День ли царит», «Серенада Дон Жуана», «Хотел бы в единое слово», «Песнь цыганки» Чайковского, «Не пой, красавица, при мне…», «Здесь хорошо», «Христос Воскрес!..», «Весенние воды» «Я жду тебя…» Рахманинова. В концерте участвуют ведущие солисты Музыкального театра Анастасия Аверина, Жанна Запольская, Чингиз Кадыров и Игорь Макаров. Партию фортепиано исполнит заслуженный артист Карелии Александр Онькин.

 

Возврат к списку


Новости
"Золотая маска" в Петрозаводске
14.06.2019
В сентябре-октябре Музыкальный театр Карелии вновь принимает в Петрозаводске Фестиваль "Золотая Маска".
17 и 18 сентября - "СВОИ ЛЮДИ - СОЧТЕМСЯ". Спектакль Российского академического Молодежного театра (Москва).
2 и 3 октября - "СТАРЫЙ ДОМ". Спектакль театра «Центр драматургии и режиссуры». Режиссер ВЛАДИМИР ПАНКОВ, в главной роли - ЕЛЕНА ЯКОВЛЕВА.
Билеты уже в продаже!
13.06.2019
27 июня приглашаем на премьеру мюзикла «БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ». Режиссер спектакля Олег Липовецкий переосмыслил сказку в духе нынешних реалий. Однако главная мысль новой постановки созвучна оригиналу: мы увидим спектакль о любви, дружбе и свободе. Все песни оформлены в современных аранжировках и исполняются под живой аккомпанемент музыкантов, которые находятся на сцене и вместе с героями активно участвуют в действии.
Этот спектакль не только для детей. Но и для молодежи, и для взрослой публики - ведь он о необходимости раскрепощения духа и сознания от косных догм, навязываемых обществу, о приоритете свободы в жизни каждого цивилизованного человека. Билеты уже в продаже: http://mrteatr.ru/afisha/
13.06.2019
Лекция "Что такое кинотанец" состоится 14 июня в 15.00 в рамках фестиваля Nord Dance. Спикер - Александр Любашин (Москва). Ждем слушателей в Медиа-центре «Vыход» (пр. К. Маркса, 14). Вход свободный.
11.06.2019
Международный фестиваль современной хореографии «Nord Dance» продолжает лекционную программу: 12 июня обзор искусства современного танца ХХ века (имена, техники, стили) сделает московский исследователь современной хореографии Вита Хлопова.
Лекция состоится в медиа-центре «Vыход» (пр. К. Маркса, 14). Начало в 16 часов. Вход свободный.
11.06.2019
Сегодня в 12.00 в Медиа-центре «Vыход» (пр. К. Маркса, 14) лекционные встречи Фестиваля откроет арт-директор екатеринбургского «ТанцТеатра» балетовед Олег Петров. Одним из главных центров современного танца России стал Урал. В чем особенность региона и почему именно там так сильно развивается современный танец? Почему танец начинает и побеждает? В чем его сила, магия, притягательность? Об этом - сегодняшний разговор.
Вход свободный.