Пересечение параллельных

1970-1980-е

Время мюзикла на петрозаводской сцене наступило в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Из-под пера композиторов выходило все меньше традиционных оперетт. Целая обойма советских оперетт уходила в прошлое. Неизменно пользовалась любовью зрителей только классика. Менялось само время: появлялись иные проблемы, новые ритмы жизни требовали новых средств сценического выражения. Начинался существенный пересмотр репертуарной афиши. На ней все чаще можно было видеть новые имена: Марк Самойлов, Вадим Ильин, Геннадий Гладков, Александр Журбин, Раймонд Паулс.

Пройдут считаные годы, и все переменится. Встряски общественной жизни перевернут сознание, а соответственно, и восприятие искусства. Теперь мало что в театре может шокировать зрителя, а когда-то для этого было достаточно пения с микрофоном. И если большинство первых спектаклей нового жанра принималось публикой с трудом, то к 1990-м годам появление мюзиклов на сцене станет в порядке вещей.

Приход петрозаводского театра к мюзиклу был закономерен. Он появился в репертуаре не на пустом месте: спектакли, выходившие за рамки традиционной оперетты, делали шаг в сторону драматического театра. Они давали актерам возможность выйти за пределы своих амплуа, сыграть что-то непривычное для себя, проявить драматические способности. Стиль актерской игры, сложившийся в нашем театре, достаточно сдержанный, не жертвующий смыслом во имя смеха публики, подготовил благодатную почву для нового жанра.

Его появление поставило ряд новых вопросов и потребовало их разрешения. В первую очередь это касалось актерского искусства, способа актерского существования в пределах музыкальной драматургии незнакомого доселе жанра. Со временем стало ясно, что существование актера в оперетте и мюзикле сродни пересечению параллельных: кто-то следовал Евклиду, а кто-то – Лобачевскому.

Играть и в оперетте, и в мюзикле пришлось одним и тем же артистам. Часть актеров, казалось, ждала времени мюзикла, чтобы раскрыться в нем в полную силу. Других этот жанр обошел стороной, практически не задев. Третьи могли существовать здесь только в строго заданных рамках. Четвертые постепенно, шаг за шагом входили в новый мир, искали там свое место. Наконец, оказались актеры-«космополиты», стершие для себя границы между жанрами и амплуа. Постановки 1970–1980-х были полны актерских открытий.

Первым мюзиклом на нашей сцене стала «Донна Люция, или Здрасьте, я ваша тетя!» О. Фельцмана. В роли Бабса Баберлея – «тетки» Чарлея – скрытым ранее ярким комическим дарованием блеснул Валерий Матвеев. «Тогда в Севилье», «Анастасия», «Американская комедия» М. Самойлова, «Сестра Керри» Р. Паулса, «Товарищ Любовь» В. Ильина, «Пенелопа» А. Журбина – постановки, в которых раскрыли актерскую индивидуальность, заняли свою нишу в распределении творческих сил в театре Любовь Дементьева, Любовь Ларичева, Борис Кучинев, Игорь Елькин, Вячеслав Леонов. В мире мюзикла лирическая героиня могла драматически точно сыграть характерную и даже возрастную роль, как это сделала Нина Болдырева – Памела Кронки в «Американской комедии». При этом найденные в жанре мюзикла качества актеры брали с собой в классическую оперетту, отчего исполнение традиционных ролей героев, простаков и субреток приобретало более современное звучание.

Происходили изменения и в оперетте. В репертуаре появлялись новые постановки «Сильвы», «Летучей мыши», «Марицы». Но нечасто вокруг классики возникает столько споров, сколько вызвала «Веселая вдова» в постановке Ларисы Моспан с попыткой обновления сценической лексики и выразительных средств оперетты.

Параллельные существования двух музыкально-театральных жанров неизбежно находят точки пересечения, и главная из них – актер. В его творчестве эти два мира сталкиваются, взаимодействуют, влияют друг на друга. Здесь есть только один закон – артистическая индивидуальность. Конечно, нужен репертуар, нужен режиссер, который умел бы «увидеть» актера, доверить ему необычную для него роль, а если надо – работать с ним и работать. И все же главным остается «певец, способный быть всерьез актером».

Сходные процессы происходили в балетном репертуаре. За вторую половину 1970-х – начало 1980-х годов не появилось ни одной новой классической постановки, зато вели поиски собственного языка и стиля молодые балетмейстеры Андрей Кузнецов и Дмитрий Тхоржевский. Новую страницу истории открыл спектакль, составленный А. Кузнецовым из двух одноактных произведений – «Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза и «Вестсайдская история» Л. Бернстайна. Повторенный через века шекспировский сюжет о трагической любви был рассказан средствами современной хореографии – так же, как и появившиеся в начале 1980-х постановки Д. Тхоржевского «Сотворение мира» и «Любовью за любовь».

Юлия Генделева

Новости
"Звезды театра сияют для вас"
21.09.2018
В День открытых дверей 22 сентября состоится концерт «Звезды театра сияют для вас», в котором примут участие ведущие солисты, хор и симфонический оркестр Музыкального театра. За дирижерским пультом будет маэстро Хесус Навейра. Знаменитые арии из популярной оперной классики (романс Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток», виртуозная каватина Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини, проникновенный романс Водемона из оперы Чайковского «Иоланта», драматичная сцена смерти Родриго и хор цыган из опер Верди «Дон Карлос» и «Трубадур», а также арии из оперетты «Летучая мышь» и испанской сарсуэлы «Цирюльник из Лавапьеса» и прелестный вальс Ардити «Поцелуй») исполнят Наталья Ландовская, Анастасия Аверина, Анна Луканова, Чингиз Кадыров, Максим Аксенов, Павел Назаров, Игорь Макаров и артисты хора. Симфонический оркестр театра исполнит известнейший вальс А. Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад», а увенчает концерт торжественный хор из оперы Моцарта «Волшебная флейта».
Начало концерта в 18 часов. Вход свободный.
18.09.2018
Только в День открытых дверей 22 сентября в рамках акции «Театральная среда» театр дарит 50 % скидку на все спектакли, стоящие в афише в среду. Среди этих спектаклей есть подлинные жемчужины оперы и балета – «Лебединое озеро», «Иоланта», «Дон Кихот», «Севильский цирюльник». Подробнее: http://mrteatr.ru/news/13234.html
18.09.2018
Музыкальный театр выпустил к новому сезону абонементы на спектакли. Их продажа уже началась в кассе театра (тел. +7 8142 220-221). Абонемент призван помочь зрителям в планировании своего культурного досуга и выборе постановки. Спектакли в абонементах объединены общей темой и включают в себя только шедевры. Кроме того, по абонементам предлагаются места в партере и бенуаре со стоимостью ниже на 30 %. Подробнее об абонементах: http://mrteatr.ru/buy/abon.php
18.09.2018
22 сентября Музыкальный театр Карелии приглашает на День открытых дверей. С 11 часов утра и до вечера все желающие смогут побывать на экскурсиях по театру, принять участие в творческих мастер-классах и лабораториях, познакомиться с тайнами сценического света и открыть бал на сцене театра. В зеркальном фойе разместится выставка, посвященная ближайшей премьере театра – опере «Карельский пленник» по мотивам повести К. Паустовского о Шарле Лонсевиле. Во время всего Дня будет работать ярмарка театральных билетов с выгодными предложениями и акциями. Вечером всех гостей Дня открытых дверей ждет концерт популярной оперной классики с участием ведущих солистов, хора и симфонического оркестра Музыкального театра. Подробнее программа здесь: http://mrteatr.ru/news/13228.html
04.09.2018
Музыкальный театр Карелии объявляет конкурсное прослушивание в оперную труппу театра.