Пересечение параллельных

1970-1980-е

Время мюзикла на петрозаводской сцене наступило в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Из-под пера композиторов выходило все меньше традиционных оперетт. Целая обойма советских оперетт уходила в прошлое. Неизменно пользовалась любовью зрителей только классика. Менялось само время: появлялись иные проблемы, новые ритмы жизни требовали новых средств сценического выражения. Начинался существенный пересмотр репертуарной афиши. На ней все чаще можно было видеть новые имена: Марк Самойлов, Вадим Ильин, Геннадий Гладков, Александр Журбин, Раймонд Паулс.

Пройдут считаные годы, и все переменится. Встряски общественной жизни перевернут сознание, а соответственно, и восприятие искусства. Теперь мало что в театре может шокировать зрителя, а когда-то для этого было достаточно пения с микрофоном. И если большинство первых спектаклей нового жанра принималось публикой с трудом, то к 1990-м годам появление мюзиклов на сцене станет в порядке вещей.

Приход петрозаводского театра к мюзиклу был закономерен. Он появился в репертуаре не на пустом месте: спектакли, выходившие за рамки традиционной оперетты, делали шаг в сторону драматического театра. Они давали актерам возможность выйти за пределы своих амплуа, сыграть что-то непривычное для себя, проявить драматические способности. Стиль актерской игры, сложившийся в нашем театре, достаточно сдержанный, не жертвующий смыслом во имя смеха публики, подготовил благодатную почву для нового жанра.

Его появление поставило ряд новых вопросов и потребовало их разрешения. В первую очередь это касалось актерского искусства, способа актерского существования в пределах музыкальной драматургии незнакомого доселе жанра. Со временем стало ясно, что существование актера в оперетте и мюзикле сродни пересечению параллельных: кто-то следовал Евклиду, а кто-то – Лобачевскому.

Играть и в оперетте, и в мюзикле пришлось одним и тем же артистам. Часть актеров, казалось, ждала времени мюзикла, чтобы раскрыться в нем в полную силу. Других этот жанр обошел стороной, практически не задев. Третьи могли существовать здесь только в строго заданных рамках. Четвертые постепенно, шаг за шагом входили в новый мир, искали там свое место. Наконец, оказались актеры-«космополиты», стершие для себя границы между жанрами и амплуа. Постановки 1970–1980-х были полны актерских открытий.

Первым мюзиклом на нашей сцене стала «Донна Люция, или Здрасьте, я ваша тетя!» О. Фельцмана. В роли Бабса Баберлея – «тетки» Чарлея – скрытым ранее ярким комическим дарованием блеснул Валерий Матвеев. «Тогда в Севилье», «Анастасия», «Американская комедия» М. Самойлова, «Сестра Керри» Р. Паулса, «Товарищ Любовь» В. Ильина, «Пенелопа» А. Журбина – постановки, в которых раскрыли актерскую индивидуальность, заняли свою нишу в распределении творческих сил в театре Любовь Дементьева, Любовь Ларичева, Борис Кучинев, Игорь Елькин, Вячеслав Леонов. В мире мюзикла лирическая героиня могла драматически точно сыграть характерную и даже возрастную роль, как это сделала Нина Болдырева – Памела Кронки в «Американской комедии». При этом найденные в жанре мюзикла качества актеры брали с собой в классическую оперетту, отчего исполнение традиционных ролей героев, простаков и субреток приобретало более современное звучание.

Происходили изменения и в оперетте. В репертуаре появлялись новые постановки «Сильвы», «Летучей мыши», «Марицы». Но нечасто вокруг классики возникает столько споров, сколько вызвала «Веселая вдова» в постановке Ларисы Моспан с попыткой обновления сценической лексики и выразительных средств оперетты.

Параллельные существования двух музыкально-театральных жанров неизбежно находят точки пересечения, и главная из них – актер. В его творчестве эти два мира сталкиваются, взаимодействуют, влияют друг на друга. Здесь есть только один закон – артистическая индивидуальность. Конечно, нужен репертуар, нужен режиссер, который умел бы «увидеть» актера, доверить ему необычную для него роль, а если надо – работать с ним и работать. И все же главным остается «певец, способный быть всерьез актером».

Сходные процессы происходили в балетном репертуаре. За вторую половину 1970-х – начало 1980-х годов не появилось ни одной новой классической постановки, зато вели поиски собственного языка и стиля молодые балетмейстеры Андрей Кузнецов и Дмитрий Тхоржевский. Новую страницу истории открыл спектакль, составленный А. Кузнецовым из двух одноактных произведений – «Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза и «Вестсайдская история» Л. Бернстайна. Повторенный через века шекспировский сюжет о трагической любви был рассказан средствами современной хореографии – так же, как и появившиеся в начале 1980-х постановки Д. Тхоржевского «Сотворение мира» и «Любовью за любовь».

Юлия Генделева

Новости
Балетная студия Музыкального театра Карелии выступит в финале Национальной премии «Будущее России»
26.04.2018
Балетная студия под руководством заслуженной артистки России и Карелии Натальи Гальциной 27 апреля отправится в Москву и 28 апреля выступит в финале третьей Национальной премии в области культуры и искусства «Будущее России», представив на суд жюри композицию "Сиреневый вальс". Именно она принесла им победу в отборочном туре осенью 2017 года.
30 апреля юным балеринам предстоит выступление на Гала-Концерте в Кремлевском дворце, одном из самых грандиозных творческих проектов в рамках международного фестивального движения «Надежды Европы». В нем примет участие около 3,5 тысяч артистов. Они были выбраны из более чем полумиллиона танцоров, вокалистов и модельеров в 159 населенных пунктах России.
Являясь одним из самых грандиозных творческих проектов в рамках международного фестивального движения «Надежды Европы», национальная премия «Будущее России» ежегодно собирает под своими знаменами сотни тысяч талантливых детей и молодых людей до 21 года.
Программа концерта симфонического оркестра Мариинского театра
24.04.2018
Музыкальный театр Карелии принимает 30 апреля на своей сцене XVII Пасхальный фестиваль, основателем и художественным руководителем которого является знаменитый дирижер Валерий Гергиев. Петрозаводскую публику ожидает встреча с симфоническим оркестром Мариинского театра (Санкт-Петербург) и виолончелистом Давидом Герингасом (Литва). Представляем программу концерта: Рихард Штраус "Дон Кихот", фантастические вариации на рыцарскую тему, соч. 35. Давид Герингас (виолончель), Симфонический оркестр Мариинского театра, дирижер - Валерий Гергиев.
28 апреля – закрытие концертного сезона Музыкального театра в Национальной библиотеке
24.04.2018
Русский классический романс многолик и многогранен: в нем есть место как лирике, от любовной до философской, так и сарказму и иронии. Романс во всем его жанровом разнообразии представит в своей сольной программе "В молчаньи ночи тайной" лауреат международных конкурсов Игорь МАКАРОВ. Он исполнит произведения П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Г. В. Свиридова, Д. А. Толстого. Партия фортепиано – Наталья Настенко. Начало концерта в 18.30.
Нескучная лекция 26 апреля
23.04.2018
Очередная Нескучная лекция состоится перед премьерным спектаклем "Сельская честь". Когда в опере место светских дам заняли девушки из деревни? Можно ли о низких чувствах говорить высоким языком оперной музыки? Каким путем идет режиссер, перенося музыкальные шедевры со столетней историей в сегодняшний день? Об этом 26 апреля в 18.30 на  Нескучной лекции "Как слушать оперу?"
"Анна Каренина" открыла Международный фестиваль в Краснодаре
22.04.2018
VI Международный фестиваль современной хореографии в Краснодаре 21 апреля открыл спектакль «Анна Каренина» Музыкального театра Карелии в постановке Кирилла Симонова. Этот современный балет выстроен по классической сюжетной линии. У спектакля нет задачи раздражать или эпатировать публику, поэтому история Анны предстала перед зрителями такой, какой она уже более ста лет вдохновляет мировое искусство. Костюмы созданы в безупречном с точки зрения театральной эстетики историческом соответствии времени. В постановке множество впечатляющих сценографических решений: стильная и предельно лаконичная декорация признанного театрального художника лауреата «Золотой маски» Эмиля Капелюша, медиа-проекция видеохудожницы Александры Комаровой, выразительное световое оформление лауреата «Золотой маски» Александра Мустонена.
Приглашаем на концерт
18.04.2018
24 апреля в 19.00 приглашаем вас на концерт В СИЯНЬИ ТЕПЛЫХ МАЙСКИХ ДНЕЙ  
Заслуженная артистка Карелии Ольга Маслова и лауреат Международного конкурса Чингиз Кадыров исполнят вокальные циклы Роберта Шумана. Партия фортепиано – заслуженный артист Карелии Александр Онькин. Билеты можно приобрести в кассе театра, тел. 783738
Поздравляем!
16.04.2018
Поздравляем художника-постановщика ЭМИЛЯ КАПЕЛЮША с наградой - премией "Золотая маска" в номинации лучший художник в театре кукол за работу над сценографией в спектакле "Снегурочка" Костромского театра кукол. С Музыкальным театром Карелии Эмиля Капелюша связывает долгое и интересное сотрудничество. "Ромео и Джульетта", "Золушка", "Сон в летнюю ночь", "Лебединое озеро", "Анна Каренина" - сценография наших самых ярких балетов создана этим замечательным и тонким мастером театра.
11.04.2018
22 апреля в Музыкальном театре состоится концерт заслуженной артистки России Надежды Павловой. Надежда Павлова – истинная звезда современной российской оперной сцены, заслуженная артистка России, лауреат премии «Золотая маска». Ныне солистка Пермского академического театра оперы и балета, Надежда начинала свой творческий путь в Петрозаводске и выступит на родной сцене с сольным концертом.
10.04.2018
30 апреля Музыкальный театр Карелии принимает на своей сцене ХVII Московский Пасхальный фестиваль, основателем и художественным руководителем которого является знаменитый дирижер Валерий Гергиев. Петрозаводскую публику ожидает встреча с симфоническим оркестром Мариинского театра (Дирижер - Валерий Гергиев) и одним из самых самых прославленных виолончелистов мира Давидом Герингасом (Литва). В кассе и на сайте Музыкального театра началась продажа билетов. Программа концерта будет объявлена дополнительно.
Внимание! Акция!
04.04.2018
Музыкальный театр Карелии объявляет акцию для активных театралов, обладателей пенсионного удостоверения: если у вас есть пенсионное удостоверение и вы любите театр, то для вас - 30%льгота на билеты в Музыкальный театр. Предложение действует на все спектакли театра с 6 мая до 12 июня (акция не распространяется на спектакли в рамках гастролей театра "Сатирикон"). Билеты по акции можно приобрести в кассе театра, тел. 783738