Пересечение параллельных

1970-1980-е

Время мюзикла на петрозаводской сцене наступило в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Из-под пера композиторов выходило все меньше традиционных оперетт. Целая обойма советских оперетт уходила в прошлое. Неизменно пользовалась любовью зрителей только классика. Менялось само время: появлялись иные проблемы, новые ритмы жизни требовали новых средств сценического выражения. Начинался существенный пересмотр репертуарной афиши. На ней все чаще можно было видеть новые имена: Марк Самойлов, Вадим Ильин, Геннадий Гладков, Александр Журбин, Раймонд Паулс.

Пройдут считаные годы, и все переменится. Встряски общественной жизни перевернут сознание, а соответственно, и восприятие искусства. Теперь мало что в театре может шокировать зрителя, а когда-то для этого было достаточно пения с микрофоном. И если большинство первых спектаклей нового жанра принималось публикой с трудом, то к 1990-м годам появление мюзиклов на сцене станет в порядке вещей.

Приход петрозаводского театра к мюзиклу был закономерен. Он появился в репертуаре не на пустом месте: спектакли, выходившие за рамки традиционной оперетты, делали шаг в сторону драматического театра. Они давали актерам возможность выйти за пределы своих амплуа, сыграть что-то непривычное для себя, проявить драматические способности. Стиль актерской игры, сложившийся в нашем театре, достаточно сдержанный, не жертвующий смыслом во имя смеха публики, подготовил благодатную почву для нового жанра.

Его появление поставило ряд новых вопросов и потребовало их разрешения. В первую очередь это касалось актерского искусства, способа актерского существования в пределах музыкальной драматургии незнакомого доселе жанра. Со временем стало ясно, что существование актера в оперетте и мюзикле сродни пересечению параллельных: кто-то следовал Евклиду, а кто-то – Лобачевскому.

Играть и в оперетте, и в мюзикле пришлось одним и тем же артистам. Часть актеров, казалось, ждала времени мюзикла, чтобы раскрыться в нем в полную силу. Других этот жанр обошел стороной, практически не задев. Третьи могли существовать здесь только в строго заданных рамках. Четвертые постепенно, шаг за шагом входили в новый мир, искали там свое место. Наконец, оказались актеры-«космополиты», стершие для себя границы между жанрами и амплуа. Постановки 1970–1980-х были полны актерских открытий.

Первым мюзиклом на нашей сцене стала «Донна Люция, или Здрасьте, я ваша тетя!» О. Фельцмана. В роли Бабса Баберлея – «тетки» Чарлея – скрытым ранее ярким комическим дарованием блеснул Валерий Матвеев. «Тогда в Севилье», «Анастасия», «Американская комедия» М. Самойлова, «Сестра Керри» Р. Паулса, «Товарищ Любовь» В. Ильина, «Пенелопа» А. Журбина – постановки, в которых раскрыли актерскую индивидуальность, заняли свою нишу в распределении творческих сил в театре Любовь Дементьева, Любовь Ларичева, Борис Кучинев, Игорь Елькин, Вячеслав Леонов. В мире мюзикла лирическая героиня могла драматически точно сыграть характерную и даже возрастную роль, как это сделала Нина Болдырева – Памела Кронки в «Американской комедии». При этом найденные в жанре мюзикла качества актеры брали с собой в классическую оперетту, отчего исполнение традиционных ролей героев, простаков и субреток приобретало более современное звучание.

Происходили изменения и в оперетте. В репертуаре появлялись новые постановки «Сильвы», «Летучей мыши», «Марицы». Но нечасто вокруг классики возникает столько споров, сколько вызвала «Веселая вдова» в постановке Ларисы Моспан с попыткой обновления сценической лексики и выразительных средств оперетты.

Параллельные существования двух музыкально-театральных жанров неизбежно находят точки пересечения, и главная из них – актер. В его творчестве эти два мира сталкиваются, взаимодействуют, влияют друг на друга. Здесь есть только один закон – артистическая индивидуальность. Конечно, нужен репертуар, нужен режиссер, который умел бы «увидеть» актера, доверить ему необычную для него роль, а если надо – работать с ним и работать. И все же главным остается «певец, способный быть всерьез актером».

Сходные процессы происходили в балетном репертуаре. За вторую половину 1970-х – начало 1980-х годов не появилось ни одной новой классической постановки, зато вели поиски собственного языка и стиля молодые балетмейстеры Андрей Кузнецов и Дмитрий Тхоржевский. Новую страницу истории открыл спектакль, составленный А. Кузнецовым из двух одноактных произведений – «Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза и «Вестсайдская история» Л. Бернстайна. Повторенный через века шекспировский сюжет о трагической любви был рассказан средствами современной хореографии – так же, как и появившиеся в начале 1980-х постановки Д. Тхоржевского «Сотворение мира» и «Любовью за любовь».

Юлия Генделева

Новости
Нескучно об опере
26.02.2021
Перед спектаклем "Карельский пленник" 27 февраля приглашаем зрителей на нескучную лекцию "Как слушать оперу?".
Начало лекции в 17.30.
Набор в хор
16.02.2021
Хор Музыкального театра объявляет о наборе мужских голосов (тенор, бас). Обращаться по телефону 89214539522
Скоро премьера!
02.02.2021
21 и 22 февраля состоится премьера спектакля "Царская невеста" - оперы по мотивам драмы Л.А. Мея, в основе которой эпизод третьей женитьбы царя Ивана Грозного. Режиссер Георгий Исаакян представит зрителям свою версию - это будет взгляд сквозь века на проблему столкновения неограниченной власти и интересов конкретных людей, исследование феномена любви, всякий раз сминающего опыт силой первозданных чувств. Билеты на премьерные показы уже можно приобрести на сайте и в кассе театра.
Культурная среда возвращается
29.01.2021
После большого перерыва Музыкальный театр открыл для зрителей все места в зале. Поэтому мы снова объявляем нашу постоянную акцию для тех, кто хочет в середине недели посетить наши спектакли: "КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА" - билеты дешевле на 50%.
В феврале акция действует на спектакли "ДОН КИХОТ" Л. Минкуса, объявленный на 3 февраля (в партии Китри - Юки ИДЗУМИ, Базиль - Мотоя АРАКИ) и "СЕЛЬСКАЯ ЧЕСТЬ" П. Масканьи (состоится 10 февраля, Сантуцца - Анастасия АВЕРИНА, Туридду - Сергей ТУЖИК).
Для друзей - дешевле!
26.01.2021
На спектакль "Дон Кихот" Л. Минкуса, который состоится 3 февраля, объявлена акция "В кругу друзей" - билеты для компаний от 6 человек дешевле на 30%.